Губернатор Виктор Томенко потребовал от глав муниципалитетов отчёта, почему уборка снега ведётся некачественно.
Доводы градоначальников главу региона, похоже, не устроили.
А между тем Алтайский край вторую неделю накрывает снежный шторм. Населённые пункты из-за небывалого снега захлёбываются в завалах. К концу недели даже возникли перебои в транспортном сообщении.
Это не сугробы. Ровным слоем метра в 2-2,5 засыпан весь Змеиногорск. Для юга нашего края это, в общем-то, традиционная картинка зимы. Здесь всегда снега больше, чем в других районах. Да и вообще нашему краю не привыкать к снежным циклонам. Просто бывает это раза три за 10 лет. И когда штормило последний раз, не у всех были мобильники с видеокамерами.
Однако эти метели всё-таки особенные. Даже синоптики подтвердили: в обозримом прошлом всегда после декабрьского циклона к середине января приходил антициклон. И со второй недели нового года было морозно и ясно. В этот раз всё иначе.
Александр Люцигер, начальник Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
– В этом году этот блокирующий антициклон не встаёт. Мы на всём протяжении на картах видим, что с Атлантики идёт череда циклонов, которые так или иначе задевают Алтайский край.
Ещё о новинках сезона: впервые вопрос о том, как чистят города края от снега, вынесли на заседание правительства края. И не потому, что год какой-то особенный. Просто это для нас сугробы на обочинах и заваленные дворы – дело привычное. У тех, кто в Барнауле ещё циклоны не переживал, а такие люди в руководстве региона есть, возникают вопросы.
Виктор Томенко, губернатор Алтайского края:
– Как оценивается ситуация в городе? Мы очень много работали, вывезли снега в два раза больше, чем обычно, – понятно. А как ситуация выглядит? Этой оценки я от вас жду.
Такой оценки не прозвучало. В своём выступлении Вячеслав Франк в основном говорил о том, что техники не хватает – укомплектованноть 52%, и она старая – износ 88%. Дворников надо 400, а их всего 200. При этом непонятно, как строятся эти расчёты, как оценивается состояние улиц ежедневно.
Виктор Томенко, губернатор Алтайского края:
– Кто-то объезжает город каждое утро? Ни один человек не объедет. Я пока не пойму, какая система наблюдения и ежедневного контроля? Она же должна быть.
На деле, получалось, вся система описывается простым алгоритмом – сначала мы чистим улицы, где ходит общественный транспорт, потом к социальным объектам, потом второстепенные дороги. Как меняется работа коммунальных служб в сложных погодных условиях? Просто работают больше. Губернатор и руководитель Барнаула словно говорили на разных языках. К разговору подключился главный федеральный инспектор по краю Юрий Земский:
– Если по состоянию обстановки не можете ничего сделать, так хоть акцентируйте внимание на пешеходных переходах! Мы с вами не в первый раз об этом говорим! Там ничего не подсыпано, отвалы. Расставьте приоритеты!
Губернатор явно не хотел воспитывать мэра, а на самом деле пытался разобраться, что не так в системе. Из зала даже подсказки звучали, что, например, могут делать руководители при изменении обычных условий работы.
Александр Дементьев, министр транспорта Алтайского края:
– Обеспечить можно этой техникой с учётом привлечения 2-сменной работы. У нас люди с дороги не уезжают – мы там их и заправляем, подвозим. Так можно было бы более эффективно работать.
Рецепт стоит записать, но использовать его сразу у всех не получится.
Рубцовск, например. Здесь всего 11 единиц техники. С учётом привлечённой – 20. Хоть во сколько смен, но очистить город с населением 140 тысяч человек этими силами можно только месяца за полтора. И то если снег совсем прекратится.
В Бийске уборка могла бы идти чуть быстрее, но тут свои особенности. Узкие улицы старого города, много частного сектора и неудачно расположенные полигоны для снега.
Александр Студеникин, глава Бийска:
– Все полигоны расположены по периметру города. Это поля. Дороги, подъезды к площадкам заметает за 15 минут. Мы их чистим, но это практически бесполезная работа.
Проблемы разрастались, как снежный ком. И было понятно, что сейчас их не решить. Поэтому, вспомнив неутешительный прогноз, было вынесено решение.
Виктор Томенко, губернатор Алтайского края:
– Техники не хватает, покажете проведение работы по обоснованию новой системы снегоуборки. Это надо сделать обязательно. Первый шаг сделаем – дадим какую-то часть, но надо посмотреть исходя из финансов.
Андрей Поздняков, заместитель начальника пресс-службы ГУ МЧС по краю:
– Сразу после заседания губернатор подписал документ, вводящий режим повышенной готовности на территории всего края. В это время спасательно-аварийные отряды уже расквартировались в трёх населенных пунктах края – Поспелихе, Алейске и, конечно же, Змеиногорске. Приехали со своими снегоходами и другой проходимой техникой. Потому что в районах пока тему вывоза снега вообще не обсуждают – тут к некоторым посёлкам уже неделю как нет дорог.
А в Змеиногорском районе из снежного плена вытаскивали бригаду коммунальщиков, которые пытались в пургу поменять сгоревший насос на водонапорной башне в селе Утка. Воды там нет уже неделю, да и в соседней Саввушке она идёт с перебоями. Но о ремонте уже никто и не думает. Сорванную крышу на местном ДК залатали наскоро и ждут, когда закончится метель.
В пик непогоды в крае перекрывали до 30 участков дорог, отменили больше сотни междугородних автобусных рейсов. Все устали ждать, когда закончится метель. По прогнозам синоптиков – со дня на день. Но сразу придёт ещё один циклон.