Травмированных животных ему несут и днём, и ночью, и в выходные, и в праздники. И он всех принимает.
Артём Кучер, ветеринар, президент Алтайской краевой общественной организации помощи диким животным «Ноев ковчег»:
– С самого детства ко мне постоянно почему-то попадали какие-то птички мелкие, больные, всякие зверушки: то отец привезёт, то кто-то отдаст. И мне приходилось их выхаживать.
Отучиться на ветеринара оказалось недостаточно. У лесных животных своя физиология, повадки, рацион питания. И всё это Артём изучал самостоятельно.
– Если не тем кормить, чем надо, просто погибнет.
Раненых зверей и птиц ветеринару Кучеру сначала приносили коллеги. Потом заработало сарафанное радио – и животных повезли со всей Сибири.
Так, из Новосибирска привезли самку филина.
– Птица абсолютно слепая, в природе она жить уже однозначно не сможет, у неё реакции вообще нет. Очень много травмированных животных поступает, как правило, по вине человека. Это и ДТП, и сердобольные дачники – найдут что-то и граблями подгребают, крылья ломают и всё на свете.
На приём к Кучеру попадают все: от ёжиков до лосей. Половина пациентов – из Красной книги Алтая и России. И это чуть было не поставило крест на карьере лесного доктора.
– Как ветеринарный врач я не имею право принимать и содержать редкие виды животных и птиц, которые занесены в Красную книгу. Чтобы подстроиться под закон, мне пришлось открыть организацию помощи диким животным.
Так два года назад в доме родителей в Борзовой Заимке появилась Алтайская краевая общественная организация помощи диким животным «Ноев ковчег». Своё родовое гнездо Артём сделал гнездом и для раненых птиц. Здесь они проходят карантин и долечиваются.
– Места не хватает, вольеры все старые. Надо всё снести и строить новое, но на новое средств не хватает.
Организация краевая, но финансовой помощи от региона врач не получает. Спасать животный мир ему помогает собственная ветеринарная клиника. Получает деньги за лечение домашних питомцев и тратит их на диких. Самое дорогостоящее – операции по сращиванию костей: спицы, пластины, лекарства – всё из семейного бюджета. Свой труд – даром.
А времени на лечение и уход за питомцами уходит много. История с пеликанами, которые летели в тёплые края, но заблудились в Алейском районе, длилась полгода! Ослабленных птиц ловили, лечили, кормили всю зиму и только весной выпустили на волю. Такая спасательная операция одному не под силу.
– Иногда приходится просить людей, волонтёров, добровольцев о помощи. С пеликанами осенними или лебедями, которые тем летом измазались в мазуте, люди помогали: собирали средства, покупали корма, рыбу, помогали отмывать этих лебедей. Вот не поверите: приезжают на помощь дамы с маникюром, плюют на свои ногти и стараются помочь, помыть, подержать, поймать.
Почти половина всех мохнатых и пернатых пациентов Артёма – жертвы человеческой жестокости, беспечности, равнодушия, а порой и просто любопытства.
В последние два года к Артёму часто попадают пострадавшие от людей совы: с заломами перьев, исхудавшие, травмированные, бывали и без глаз. Артём, как скорая помощь, берёт всех. Но с горечью признаёт: треть вернуть к жизни не удаётся. Часто погибают крупные млекопитающие.
– Косулю на Змеиногорском тракте сбили в этом году около телецентра. Там серьёзные открытые переломы, сломаны все конечности были, черепно-мозговая травма. Прожила она до утра, даже до рентгена не дожила.
Ещё половина пациентов успешно реабилитируется. Таких здесь называют «выпускные». Какое-то время они поживут в вольерах и улетят, убегут домой. И тут самое главное – не приручить.
– Стараемся, чтобы птица оставалась дикая, чтобы к человеку не так шла. Даже если к ним подходить, видно, что они начинают волноваться и бояться. Это очень хорошо.
Но есть и те, чей дом теперь навсегда рядом с человеком. Из «Ноева ковчега» они переезжают на «Страусиное ранчо» – ферму на окраине Барнаула. Кстати, здесь живёт один из шести пеликанов, которые сбились с курса прошлой осенью. С больничного его так и не выписали – отморозил крыло и летать теперь не может, будет жить на ферме. Когда животные обретают второй дом, их спаситель Артём искренне радуется.
Больных животных ему несут каждый день. Одного из таких принесли во время съёмки.
– Хорёк попался в капкан, и людям, которые ставили этот капкан, стало жалко. Принесли помочь.
Бывает, что и ночью звонят, когда ему и поспать охота, и сильно устал. Приходится вставать и делать. Ведь пройти мимо он не может.