Зимние восхождения в горах приравнивают к выходу в открытый космос: по уровню сложности они порой лежат за пределами человеческих возможностей.
Группа, в которую вошёл барнаулец Алексей Усатых, этой зимой попала в историю мирового альпинизма.
Алексей Усатых штурмовать пик Коммунизма на самом деле начал ещё осенью 2018 года, тогда ему сделали серьёзную операцию на сердце, и один из клапанов стал механическим.
Мне вообще врачи сказали: забудь про… не то что про альпинизм – забудь вообще про спорт, и только с палочкой гулять по парку тебе максимум. Страх постоянно, конечно, диктовал: развернись, развернись, Алексей, зачем ты туда идёшь?! Там же холодно! И всё. Но тем не менее, наверное, слушал больше сердце, чем разум.
7495 метров – самая высокая точка на карте бывшего СССР. Сборная команда из 13 альпинистов только на то, чтобы преодолеть километровую вертикальную стену и на отметке 6 тысяч метров выйти на плато, потратила 18 дней. Когда столбик термометра опускается ниже 40 градусов, это невероятно тяжёлый труд.
Очень плохо дышится и очень плохо спится. Вот первая ночёвка на 6 тысячах, я её очень тяжело перенёс – сидел в палатке полночи, думал, размышлял, зачем это надо, пойду вниз утром. Ну а как-то утром встаёшь, парни встают, просыпаются, улыбаемся, шутим, готовим. Ну и как-то так отпустило, пошёл выше.
Ещё четверо суток у штурмовой группы ушло на то, чтобы взять высоту. Алексею Усатых поначалу пришлось даже вернуться в базовый лагерь – не хватило акклиматизации. Вершина «пустила» его только со второй попытки.
Ну просто готов был даже заплакать, потому что настолько эмоции переполняют тебя. Когда к этому идёшь очень долго – думаешь про это, живёшь этим. Это же фанатизм, одержимость в чём-то, можно и так сказать, потому что без неё не достичь результатов в любом виде спорта. То есть человек должен выкладываться на все 100-120 процентов.
Тот случай, когда добавить нечего: они стали первыми в мире «зимними снежными барсами» – альпинистами, которым удалось взойти на вершины семитысячников зимой.