Постановка основана на документальных фактах жизни Марии Сергеевны Куксиной и других жителей села Сростки. В том числе тех, кого репрессировали вместе с отцом Василия Шукшина, а потом расстреляли.
В этом спектакле Василий Шукшин не является главным героем. Он и на сцене появляется всего дважды – в воспоминаниях матери. Но его фигура здесь ключевая. Через историю о родителях Шукшина, о том, что происходило в Сростках в 30-х годах прошлого века, рисуется более полный образ и самого Василия Макаровича. Смотреть на него невольно начинаешь глазами его матери.
Спектакль поставлен по пьесе «Дитёнок мой милый, андел Васенька» минского драматурга Дмитрия Богославского. Два года назад он участвовал в творческой лаборатории краевого театра драмы, ездил на родину Шукшина в село Сростки, погружался в его биографию, изучал личную переписку, официальные документы. В итоге на свет появилась практически документальная пьеса. Работать с ней было сложно, рассказал режиссёр-постановщик спектакля Георгий Цнобиладзе.
Сильное впечатление производят подлинные документы и фотографии, которые во время спектакля проецируются на декорации. Например, это сростинский почтальон с похоронкой в руках. Такое письмо-треугольник получила совсем ещё молодая Мария Куксина после гибели на фронте второго мужа. Судьба не щадила эту скромную сельскую женщину, но свой крест она несла терпеливо. Художник-постановщик Фемистокл Атмадзас отразил эту покорность судьбе в декорациях. По центру сцены он поставил фонарный столб, похожий на крест.История очень сложная, очень больная, она пересекается с историей страны. Когда я спросил драматурга, какой процент здесь документальности, а какой художественности, то он сказал, что примерно на 80% пьеса документальна. То есть большинство из того, что есть в тексте, было действительно так. Но всегда приходится выбирать: сделать, как по правде было, или так, как будет лучше выглядеть с эстетической и драматургической точки зрения. Поэтому мне было сложно. Для меня это вызов, ведь я из Петербурга. Сыграть местных жителей так, чтобы они сказали: «Это про нас, это нам близком, это люди, как мы», – вот это мне было интересно особенно. Я надеюсь, что получилось про людей.
Георгий Цнобиладзе, режиссёр Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина
Роль матери Василия Шукшина блистательно исполнила Елена Адушева, она стопроцентно попала в образ. Зрители в зале не могли сдержать слёз. На показы спектаклей в Барнаул приезжали жители Сростков, глаза у них тоже были на мокром месте. В следующий раз драму «Дитёнок мой» можно увидеть 18 сентября на открытии II Шукшинского театрального фестиваля «Здравствуйте, люди!».Никого не нужно было убеждать, что в декорациях к спектаклю должны присутствовать двери, лавки, табуреты, – это очевидные вещи. А вот с электростолбом пришлось немножко поубеждать. Разные инстанции спрашивали: «Что это?», «Зачем это? У нас же проводов нет!» Но в том-то и дело, что он один стоит в поле голый, это оборванные связи. К тому же это крест на крестьянстве, на этой жизни на земле. Потому что вся жизнь уходит куда-то далеко.
Фемистокл Атмадзас, художник-постановщик