Было время, когда он гремел на весь Советский Союз: лётчики и парашютисты с Алтая становились чемпионами Европы и мира.
Сегодня поводов для радости у тех, кто в небе бывает чаще, чем на земле, в разы меньше. Почему для того, чтобы сильнее полюбить землю, надо непременно подняться в небо?
Стать парашютистом никогда не поздно – было бы желание. Ограничений по возрасту нет. Есть ограничения по состоянию здоровья.
Я в первую очередь смотрю на состояние эмоциональное: как человек чувствует себя, как себя ведёт. Если он сильно возбуждён или заторможен, его нельзя допускать до прыжков.
Виктория Царегородцева, заведующая здравпунктом
Все действия в небе, как правило, отрабатываются ещё на земле.
При всём желании сложно сосчитать, сколько парашютистов подготовил за время своей инструкторской деятельности Владимир Гриднев. Он и сам давно со счёта сбился. Говорит, понять, как человек поведёт себя в воздухе, можно ещё на земле.
Когда человек сильно весёлый здесь, на земле, мы всегда говорим: сейчас проблемы могут начаться в воздухе у него. Но уже следишь, конечно, за каждым. Некоторые волнуются, начинают где-то в самолёте, что-нибудь пытаются делать. Но за ним уже смотришь и помогаешь выйти.
Владимир Гриднев, инструктор парашютно-десантной подготовки
Пока начинающие парашютисты осваивают теорию, инструкторы укладывают парашюты. Дело это требует максимальной сосредоточенности и внимания.
Надо всё распутать, потому что, если будут узлы, парашют просто-напросто может не раскрыться.
Матвей Животягин, парашютист-спортсмен
Парашютисты-спортсмены тоже не бездельничают: перед каждым прыжком они проходят «холодный тренаж» – инструктор проверяет готовность к нештатным ситуациям.
В случае отказа парашюта до определённой высоты парашютист борется, до 700 метров, допустим. После этого он должен отцепить купол основного парашюта и ввести в действие запасной парашют.
Сергей Ежов, инструктор парашютно-десантной подготовки
Этот простой тренажёр позволяет проверить, как «парашютисты-перворазники» усвоили теоретический материал в классе. Наш «подопытный кролик», студентка факультета журналистики Анастасия Наборщикова, призналась: на самом деле выброс адреналина происходит ещё на земле.
Вероятность того, что ты забудешь, слишком велика. Но благодаря специалистам, которые тебя обучают, которые практически воссоздают обстановку в небе, ты понимаешь, что всё будет нормально.
Анастасия Наборщикова, начинающая парашютистка
«Перворазники» прыгают с высоты 900 метров. Можно на полтора километра выше – но это уже в тандеме, когда прыжок совершается в связке с инструктором. Настя пожелала всё сделать самостоятельно.
В этом месте, по идее, надо говорить о невероятной свободе, непередаваемом чувстве полёта, переполняющей тебя радости и гордости, потому что победа над собой всегда дорогого стоит. Но в нашей бочке мёда самое время для ложки дёгтя.
Если сравнивать с тем, что было, и к чему пришли, то, увы, становится грустно. Потому как, если посмотреть вот на этот ряд, который вы видели, стоят самолёты – всё это не летающее.
Николай Радостев, начальник барнаульского авиаспортклуба ДОСААФ
В этом году барнаульскому авиаспортклубу исполняется 85 лет. Ему есть чем гордиться. Вот только поводы для гордости, увы, все в прошлом: без господдержки подготовка высококлассных лётчиков и асов парашютного спорта оказалась невозможна. То, что ещё вчера было реальностью, сегодня – просто мечта.