Село Беленькое Угловского района основано в 1860 году. Когда-то оно называлось Букур. Живут здесь в основном татары. Живут дружно, во всём помогая друг другу, отмечая вместе Сабантуй, День Победы и другие важные праздники. Ещё лет десять назад в деревне было 300 жителей, сегодня меньше 80 – остались в основном пенсионеры. Молодёжь начала активно уезжать после закрытия школы. Но несколько семей с детьми в селе всё же есть. Немалую роль в этом сыграл клуб – место для встреч и развлечений. Прошлой осенью заведующий клубом неожиданно уволился. С тех пор жизнь в Беленьком будто поставили на паузу.
В здании клуба работал музей татарской культуры, где воссоздана комната татарского была и военный блиндаж. Сейчас они тоже не принимают гостей. Соскучившись по общению и совместным праздникам, жители Беленького решили подыскать клубу нового руководителя. Выбирали из своих, так как человек со стороны к ним не поедет. Единственная, кто подошёл на эту должность, – мама двоих детей Гузалья Богавеева. Ей 34 года. Уезжать из деревни не собирается. Вместе со своими детьми участвовала во всех концертах, клубную работу знает, любит, может ею заниматься. За кандидатуру Гузальи подписи под обращением в районную администрацию поставили буквально все жители. Но власти ответили отказом.Заведующий уволился в октябре. У него умерла мама, он остался один, купил в Барнауле квартиру и уехал. С тех пор клуб не работает. Но нам без клуба никак, люди должны общаться. У нас замечательные концерты проходили, успели два Сабантуя провести, к нам даже приезжал представитель Всемирного конгресса татар. Артисты приезжали из Казахстана, с нашего района, из Барнаула. А теперь всё затихло.
Альфия Хамидулина, жительница села Беленького, библиотекарь
Министр культуры Алтайского края Елена Безрукова подтвердила – без образования нельзя устроиться на работу руководителем сельского клуба. Единственный выход для Гузальи поступить в институт культуры, Министерство готово посодействовать.У завклуба должно быть профильное образование, а у Гузальи только школьное образование. Ну не знаю, на наше маленькое село зачем оно нужно? Но через закон не переступишь.
Альфия Хамидулина, жительница села Беленького, библиотекарь
Выход из ситуации, казалось бы, нашёлся, но село Беленькое находится почти в 400 километрах от Барнаула, на границе с Казахстаном. При этом автобусное сообщение отсутствует. Люди не могут уехать даже в райцентр! Добираться до Барнаула частично придётся на попутках – это и опасно, и накладно, говорит Гузалья Богавеева. Кроме того, из-за учёбы придётся оставлять маленьких детей.В случае с Гузальёй, как и во всех подобных случаях, единственный путь – учиться! Сегодня я разговаривала с ректором Алтайского государственного института культуры Галиной Буевич, у нас мнения совпали в том, что самым подходящим вариантом может стать использование целевого обучения. В Угловском районе могли бы составить с ней договор на целевое обучение, она бы поступила и получила профессию. Если Гузалья заинтересована в такой перспективе, то наше Министерство поработает посредником, чтобы она пообщалась с секретарём приёмной комиссии АГИКа и обсудила варианты.
Елена Безрукова, министр культуры Алтайского края
В Алтайском институте культуры дистанционного обучения нет. Единственное, чем может помочь вуз, – это предоставить Гузалье комнату в общежитии на время сдачи сессий. Что касается транспортных расходов, то этот вопрос в состоянии решить администрация Угловского района – заключая договор о целевом обучении, власти могут взять на себя повышенные обязательства по оплате проезда на сессии. Такие примеры в регионе есть, и это помогает районам решать кадровые проблемы в сфере культуры. Добавлю, что в Алтайском крае очень мало татарских сёл. Помимо угловского, такие деревни есть лишь в Кулундинском и Михайловском районах.Я не знаю, получится ли у меня учиться. Есть финансовые проблемы, опять же дети, семья. У нас своя скотина, только этим и живём, работы в селе нет никакой. Единственное, клуб остался. Школу закрыли, в этом здании как раз и сделали клуб, библиотека ещё работает. Больше ничего нет. Если учиться дистанционно, то тогда другое дело, можно попробовать. А клуб жалко, не хотелось бы, чтобы он закрылся.
Гузалья Богавеева, жительница села Беленького
Фото: телеграмм-канал «Алтайские крайности»