Потенциально изменения могут затронуть более миллиона сельских жителей Алтайского края.
В России может в принципе измениться вся система местного самоуправления – соответствующие поправки в закон уже внесены в Госудуму. Один из разработчиков законопроекта – депутат нижней палаты парламента от Алтайского края Александр Прокопьев. Документ предполагает создание новых, укрупненных образований – муниципальных округов.
По сути, это введение одноуровневой системы местного самоуправления. Некоторые уже окрестили это новшество «ликвидацией сельсоветов». Так ли это на самом деле, какие территории могут выиграть от нововведения и почему новое – это хорошо забытое старое?
В Алтайском крае расположено 600 с лишним сельских поселений. По этому показателю регион занимает четвёртое место в стране. Поправки к Федеральному закону «О местном самоуправлении» могут изменить структуру власти на «низовом» уровне.
Олег Боронин, глава Сибирского сельсовета:
– Данный законопроект даёт нам шанс выйти из состава Первомайского района и стать самостоятельным муниципальным округом в сегодняшних границах.
Олег Боронин рассказывает, что в Сибирском сельсовете хорошо собирается налог на доходы физических лиц – 15,5 тысяч рублей на душу населения в год. Это в три с лишним раза больше, чем в среднем по Первомайскому району. В сельсовете мощная экономика. Крупнейший налогоплательщик – подстанция «Барнаульская». Также есть узловая железнодорожная станция Цаплино, цех по производству спецкокса и несколько сельхозкомпаний, в том числе агрофирма «Сибирская птица». Сотрудники этих предприятий, как и положено, платят НДФЛ по месту работы.
Боронин приводит такие цифры: в Первомайском районе проживает 55 тысяч человек. А рабочих мест в реальном секторе экономики — всего около 7 тысяч. Большинство местных жителей работают в Барнауле и Новоалтайске. Из-за этого бюджетообразующая основа – НДФЛ – «оседает» в городах. При этом социальная нагрузка в виде финансирования образования и культуры лежит на местных бюджетах. Это создаёт финансовые трудности «низовому» уровню власти. Олег Боронин считает, что изменение федерального закона повысит эффективность местного самоуправления.
Олег Боронин, глава Сибирского сельсовета:
– Даёт более широкие возможности для сильных территорий, в том числе и в Алтайском крае, самоопределиться и реализовывать решение вопросов местного значения в рамках 131-го закона более эффективно в интересах населения.
Внести поправки в федеральный закон № 131 предложила группа законодателей, в числе которых депутат Госдумы от Алтайского края Александр Прокопьев. В комментарии «Вестям» он рассказал, что законопроект дополняет перечень муниципальных образований ещё одним видом – муниципальным округом. Документ, по словам Прокопьева, не ограничивает, а расширяет возможности местного самоуправления.
Александр Прокопьев, депутат Государственной Думы:
– Новый вид муниципального образования допускает возможность вхождения в его состав городов, в которых концентрируются бюджетообразующие ресурсы, и не противопоставляется городскому округу. Это позволит оптимизировать бюджетные затраты, а на отдельных территориях – полностью ликвидировать образовавшуюся задолженность.
Жители Алтайского края прекрасно знают, что такое оптимизация: это укрупнение школ и детских садов, смена статуса больниц, уменьшение количества библиотек, а также банковских и почтовых отделений.
Светлана Агаркова, председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края»:
– Да, мы средства оптимизируем. Но лучше от этой оптимизации людям, живущим в удалённых территориях, в сельских территориях, лучше-то не стало. Надо советоваться с людьми и при принятии решения руководствоваться интересами населения.
Законодательная инициатива предполагает введение одноуровневой системы местного самоуправления. Эта идея уже наделала много шума – в прессе поправки окрестили «ликвидацией сельсоветов».
Но на самом деле речь об этом не идёт, говорят в профильном комитете Алтайского краевого Законодательного Собрания. В муниципальный округ смогут войти сельсоветы района, и на его уровне будут сконцентрированы полномочия и финансовые ресурсы. Применять или не применять новую схему – на этот вопрос должны ответить на местах.
Иван Мордовин, заместитель председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению:
– Решение окончательное за муниципальными депутатами. То есть сверху навязать никто не может переход на эту модель. И здесь будут приниматься решения представительных органов и поселений, и муниципального района депутаты должны будут высказаться о том, надо ли переходить или нет.
Стелла Штань, представитель губернатора и Правительства края в АКЗС:
– Я хочу, чтобы жители края понимали, что это не силовая или очередная реформа или очередные какие-то задания. Это в любом случае будет иметь вариативность в целом по краю. В одном районе будет муниципальный округ, куда войдут поселения, в другом останется район с муниципальными образованиями поселенческого уровня.
Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин был депутатом краевого парламента нескольких созывов. Рассказывает: приходилось заниматься устройством местного самоуправления по трём законам: 91-го, 95-го и 2003 годов. По мнению Ларина, главная проблема – в отсутствии на местах ресурсов. Возможно, новый законопроект поможет её решить. При этом, говорит Ларин, нечто подобное в истории нашей страны уже было. В Советском Союзе сто лет назад сельсоветы создавались только там, где проживало не менее 300 человек.
Борис Ларин, Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае:
– При этом в таких сельских советах не создавался исполнительный орган, а всё делал один председатель сельского совета в одном лице. А исполнительные комитеты – это наши администрации, так скажем, создавались только в населённых пунктах с населением свыше 10 тысяч человек.
Документ только внесли в Госдуму. Он ещё не прошёл даже первое чтение. Однако нет сомнений, что текст законопроекта нужно внимательно читать и обсуждать. Ведь потенциально изменения могут затронуть всех сельских жителей Алтайского края. А это более миллиона человек.