В посёлке Борзовая Заимка вдоль берега Барнаулки компания СГК планирует проложить тепломагистраль. Но, по словам жителей, берег реки регулярно обваливается, вода с каждым годом всё ближе к домам. Люди боятся, что стройка усугубит и без того опасные гидрологические процессы. Но ни чиновники, ни теплоэнергетики жителей не слышат.
Очередной грузовик привёз в Борзовую Заимку огромные металлические трубы. Их выгружают на улице Байкальской, расположенной на берегу Барнаулки. Ранее сюда уже завезли партию железобетонных лотков. Чтобы их разместить, спилили деревья. Улица узкая. Расстояние от жилых домов до воды метров двадцать пять, но берег обрывистый и местами река подходит ближе. Одним словом – теснота.
Любовь Кузнецова, жительница посёлка Борзовая Заимка:
– Вот эту дорогу мы сами отсыпали, без всякой администрации. И теперь эта огромная техника её всю разобьёт. Деревья наши вырубили. У меня просто шок.
Грузовик с трубами загородил дорогу. Оказавшаяся поблизости легковушка пытается его объехать и давит молодые сосны, высаженные у забора одного из домов. Хозяйка деревьев не успевает предупредить, что вокруг саженцев металлические колья. Легковушка царапает дно.
Накалённая атмосфера в Борзовой Заимке с конца апреля. Сначала жители не знали, кто и зачем завозит в посёлок трубы и лотки. Написали обращение в районную администрацию. После этого на сайте мэрии 13 мая появилась информация, что «Сибирская генерирующая компания» строит теплотрассу от ТЭЦ-3 к посёлку Южный. Стало очевидно, что часть магистрали пройдёт по Борзовой Заимке. Но почему вдоль берега реки, недоумевают жители. По их словам, Барнаулка непредсказуема, в период паводка часто преподносит неприятные сюрпризы.
Любовь Кузнецова, жительница посёлка Борзовая Заимка:
– Нельзя сюда никакого вмешательства делать – берег осыпается! За 3 года у нас смыло порядка 30 метров. У нас высокий уровень грунтовых вод, люди постоянно воду из подвалов откачивают.
Нина Захарова, жительница посёлка Борзовая Заимка:
– Первоначально река здесь была очень узкая, но более половины берега уже обрушено. Примерно до того места, где сейчас середина реки, росли кусты и деревья, представляете, берёзы огромные – всё унесло.
Мария Захарченко, жительница посёлка Борзовая Заимка:
– Вот девушка, она в прошлом году со своего огорода вытаскивала льдины, они разнесли ей весь забор. А они собираются там вблизи копать и прокладывать эти огромные трубы. Это всё равно что деньги в землю закапывать, потому что снесётся всё!
Инна Маслинкова, жительница посёлка Борзовая Заимка:
– В прошлом году вода заходила мне в огород, льдины плавали. Но их ещё сдерживали деревья, а теперь их хотят вырубить. Сейчас корни деревьев держат берег, а что потом?
Сергей Мельник, житель посёлка Борзовая Заимка, бывший строитель:
– Если все эти работы законны и если есть проект, который прошёл архитектурную, экологическую и все другие необходимые экспертизы, то тогда я не знаю, как с этим бороться. А если это делается без проекта и без экспертиз, то это нарушение всех градостроительных норм и правил.
Жители хотят знать – насколько безопасна эта стройка, проведены ли необходимые экспертизы. Но ни в мэрии, ни в прокуратуре, ни в Ростехнадзоре, куда они обращались, ответа на этот вопрос не дают.
Любовь Кузнецова, жительница посёлка Борзовая Заимка:
– Куда бы мы ни обращались, нам никто ничего не поясняет. А ведь это коснётся лично каждого из нас, всех, кто живёт на берегу реки.
В пресс-службе администрации Барнаула, куда мы обратились за разъяснениями, заявили, что проект строительства теплотрассы с властями города не согласовывался, и посоветовали обратиться в Министерство природных ресурсов региона. Но там тоже оказались не в курсе происходящего. Непосредственно в компании СГК прокомментировать ситуацию уполномочили начальника управления по внешним связям Анастасию Лукьянову.
Анастасия Лукьянова, начальник управления по внешним связям барнаульского филиала «СГК»:
– Проект строительства и реконструкции тепловой сети согласован со всеми коммунальными службами Барнаула: МУП «Архитектура», «Газпром», «МРСК Сибири», «Алтайэнерго», «Барнаульская сетевая компания», Водоканал. Он прошёл негосударственную независимую экспертизу, которая подтвердила его соответствие санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной и промышленности безопасности и результатам инженерных изысканий. При разработке проекта были проведены гидравлические расчёты, расчёты на прочность и другие расчёты, которые учитывают все возможные риски при строительстве и эксплуатации данного объекта. Он полностью безопасен. В том числе строительство тепловой сети вдоль русла реки на данном участке разрешено и подтверждено соответствующими документами.
В «СГК» уверяют, что проект прошёл необходимые экспертизы, и выполняла их красноярская фирма ООО «СибСтройЭксперт». Но предъявить эти документы жителям Борзовой Заимки теплоэнергетики почему-то не спешат. Помочь разобраться в ситуации мы попросили независимого эксперта.
Виктор Резников, научный сотрудник Института водных и экологических проблем, активист регионального отделения ОНФ:
– Без разрешения органов местного самоуправления этот объект строить не могут. Расположение теплоцентрали в водоохранной зоне в принципе разрешено, но проект на сооружение данного объекта должен содержать раздел «Охрана окружающей среды», где должен быть расписан ущерб, который может быть нанесён водным биологическим ресурсам, и, соответственно, должна быть проведена экспертиза. Ущерб согласовывает Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, которое расположено в Новосибирске, – это в проекте должно быть указано, а раздел «Охрана окружающей среды» делает Минприроды региона. Вообще, при строительстве подобного объекта и заказчик, и органы местного самоуправления должны были учесть мнение жителей, проживающих на данной территории.
В «Сибирской генерирующей компании», узнав о подготовке этого материала, приостановили стройку в Борзовой Заимке, конкретно на улице Байкальской. С жителями посёлка встретились чиновники мэрии и представители «СГК», правда, без документов, подтверждающих безопасность объекта, – их теплоэнергетики так и не предъявляют.