Представители этой незаурядной профессии есть и в Алтайском крае – официально частным сыском у нас занимаются 10 индивидуальных предпринимателей. Профессия эта не только редкая, но и окутанная множеством тайн и стереотипов. По случаю праздничной даты мы решили выяснить: так чем же занимаются частные детективы и почему они не очень-то любят разоблачать неверных супругов, вопреки сюжетам телевизионных мыльных драм?
Шляпа, трубка, дедуктивный метод – пожалуй, первое, что приходит в голову, когда мы слышим о детективах. Частный сыщик Владислав Коленко встречает нас без стереотипно «шпионских» атрибутов на самой обычной квартире: при «скачущем» графике ему удобнее работать здесь.
Рассказывает: чаще всего к его помощи прибегает бизнес.
Чем же ещё занимаются представители одной из самых незаурядных профессий? По заявкам тех же предпринимателей собирают досье на конкурента или компаньона.
Ищут источники утечки коммерческой тайны. Или, например, проверяют потенциальных работников на полиграфе перед трудоустройством на ответственную должность. Судя по имеющимся предложениям в интернете, многие детективы оказывают и такую услугу, как поиск «жучков» и скрытых камер: в спальне, офисе или автомобиле. Природной «чуйки» для всего этого недостаточно: по закону получить лицензию частного сыщика можно, только имея юридическое образование либо как минимум трёхлетний стаж в оперативных и следственных органах. В нашем крае, по данным Росгвардии, официально детективной деятельностью занимаются десять ИП.
Марина Горбунова, правая рука руководителя разведывательного агентства, – «выходец» из полиции. Говорит, что работа самая разная и не лишена романтики. Например, встречались клиенты, которые искали свою первую любовь.
Ну и конечно, практически все воображают себе частных детективов как «охотников» за неверными жёнами и мужьями. Шпионить за любовниками действительно приходится нередко. Но, как делятся наши собеседники, заявки, связанные с адюльтером, они не очень-то любят и стараются не брать. Говорят, если возникли подозрения в супружеской измене, то с вероятностью более 90% они небеспочвенны. И найти доказательства вполне можно самостоятельно.
Что до способов слежки и добычи информации, то тут закон довольно сильно ограничивает частных детективов, поясняют в Росгвардии.
Поэтому, признаются сыщики, порой приходится устраивать «костюмированные шоу». Без накладных усов, конечно, но влезая в «шкуру» разносчика пиццы или, скажем, работника управляющей компании. А вот выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов частным детективам категорически запрещено. Словом, всё, что касается методов сбора сведений, это всегда «хождение по краю».
Очевидно, что услуги частного детектива – удовольствие недешёвое. Например, наружное наблюдение стоит примерно от 1500 рублей в час. Верхнюю планку стоимости однозначно назвать невозможно. Даже в тех же банальных делах о семейных дрязгах.
Кстати, если сыщик случайно узнаёт о подготовке какого-то преступления – он обязан сообщить об этом в органы. А ещё правоохранителям иногда приходится «переделывать» свою работу после вмешательств частных детективов: например переквалифицировать дело из несчастного случая в преднамеренное убийство. Словом, жизнь гораздо интереснее и многограннее, чем кино. И жить лучше, говорят сыщики, честно. Это выгоднее.