Кстати, из тех, кто набрал максимальный балл на ЕГЭ по литературе, двое выпускников отсюда.
В этом образовательном учреждении обучаются дети со всего Алтайского края, и учителя приложили все усилия, чтобы подготовить своих воспитанников к экзаменам в режиме онлайн.
Для этого в ход пустили всю родительско-педагогическую смекалку, ведь многие ребята проживают в таких населённых пунктах, где вообще нет интернета.
Помог богатый опыт: на базе педагогического лицея вот уже более десяти лет дистанционно обучают детей-инвалидов с 1-го по 11-й классы со всего региона. Аналогов такого центра в крае больше нет.
«Вести Алтай» встретились с директором лицея-интерната Светланой Романенко, чтобы понять, как это работает. И заодно узнать, заменит ли дистант привычную школу.
В этом году у нас коронавирус скомкал, мягко говоря, окончание учебного года и, в принципе, проведение кампании ЕГЭ. Знаете, задам вопрос, который сейчас задают многие мамы и папы: дистанционное обучение – за ним будущее? Или никогда дистант не сможет вытеснить привычную дистанционную школу?
Никогда – и об этом говорят на всех уровнях руководства образовательным процессом – и на региональном, и на российском уровне. Традиционная школа останется. Но она не может стоять на месте. Это понимают все. Нельзя принести в аудиторию даже сейчас обычные счёты, мы всё равно пользуемся достижениями новых технологий. Поэтому система образования должна реагировать на эти новые вызовы, в том числе эту модернизацию, и правильно её учитывать. Нужно уметь это использовать, элементы. Я, как учительница, которая вела дистанционные уроки, точно знаю, что есть элементы, которые я попробовала. И в обычной традиционной жизни у меня до них, может, и руки бы не дошли. А здесь меня ситуация вынудила, я попробовала и точно скажу: это здорово, и я это оставлю. Но это будет какая-то часть всего лишь. А от традиционного «глаза в глаза» в нашей сфере точно уйти нельзя.
Светлана Романенко, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната
Почему тогда так много критики было или непонимания?
Почему негатив всегда в таких ситуациях возникает? Это сложности. Это ситуация, которая не была планируема. И честно признаемся: мы не были к ней стопроцентно готовы – ни технически, ни кадрово, ни морально. Я говорю и как мама, ведь часть образовательного процесса, кстати, законодательно за мной закреплена, поскольку существуют три части образовательного процесса – это педагог, ребёнок и родитель. И мы всегда должны работать вместе. Но когда мне мою порцию выдали, как маме, сто процентов – я поняла, что это много. Но надо работать над собой. И работали. Просто не у всех сразу это получилось. Но ещё раз говорю: те родители, с которыми мы столкнулись, были максимально погружены в то, чтобы из этой ситуации извлечь максимальный правильный результат. Сейчас ЕГЭ покажет.
Светлана Романенко, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната
Учитывая, что у вас дети со всего региона, есть ли сложности чисто технического характера?
Доступ к интернету, особенно высокоскоростному, не везде в территориях края есть, поэтому дети либо переезжали к родственникам, у которых эта связь есть, либо был «час икс». Я знаю, что у нас несколько территорий, где у детей ловил интернет только на трассе, при выезде из деревни. И каждое утро, огромное спасибо родителям, которые сажали в свои автомобили детей, вывозили на трассу, и все педагоги знали, что этому ребёнку в этот момент нужно отправить все задания. Конечно, здесь речь не шла об онлайне, здесь просто обмен информацией: задания – ответы – проверка – результат и т. д. Были дети, у которых интернет только на улице, то есть в помещении интернет не ловил, ребёнок выходил на улицу в конкретное время, и мы знали, что там может ребёнок присоединиться к уроку. Разные были ситуации, я адрес конкретный назову: в Шипуновском районе, село Ильинка, у ребёнка интернет не ловит. Но учительница, у которой он обучался до 9-го класса, любезно предоставила нам адрес своей электронной почты. И каждое утро этой учительнице, которая имеет стаж более 30 лет, это Ковалёва Ольга Владимировна, отсылали задания наши учителя, наш ребёнок приходил, и она ему какие-то вещи даже объясняла. Беды не бывает, а это беда, из которой достойно вышла вся система образования – она объединила.
Светлана Романенко, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната
У вас на базе лицея работает краевой центр дистанционного обучения для детей-инвалидов. Расскажите механизм. Для тех, кто не знает, думаю, очень интересно будет.
Да, этот центр создан по федеральной программе «Доступная среда» в 2009 году. Многие регионы использовали это как стартовую площадку, чтобы дать качественное образование деткам с особыми потребностями. У нас Алтайский край – один из немногих регионов, где выбрали общее образование: у нас ребёнок зачисляется в учебное заведение, обучается в течение того периода, который он считает возможным для такого обучения. Потому что там есть определённые ограничения, то есть ребёнку должно быть разрешено докторами работать с компьютером, и нагрузка определённая должна быть. Поэтому родители детей с 1-го по 11-й класс через соцзащиту, через ПМПК краевое берут справки, собирают пакет документов, и мы детей зачисляем. И вот там вся жизнь идёт через экран компьютера. Во многие территории вместе с нашим проектом пришёл интернет. То есть наш ребёнок был первый, кому туда провели интернет.
Светлана Романенко, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната
То есть центр дистанционного обучения предполагает и техническую оснащённость ребятишек, например детей-инвалидов?
Конечно, всем детям теперь уже из средств краевого бюджета предоставляется комплект техники, которая позволяет сканировать, копировать, фотографировать. А ещё цифровые микроскопы, лего-конструкторы – всё то оборудование, которое необходимо, чтобы процесс обучения был качественным.
Светлана Романенко, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната
Сколько у вас таких подопечных, Светлана Александровна?
Сто восемьдесят. Самая благодарная категория в этом смысле – это родители, которые увидели, что у ребёнка открылся мир общения, потому что дети создают группы. Раньше-то у ребёнка-надомника, к которому приходила учительница, мир закрывался, потому что его одноклассники ходили в обычную школу. Мне кажется, самое главное – это воспитать душу. Всему остальному потом можно научить.
Светлана Романенко, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната