Комиссия СПЧ установила, что добыча леса и золота ведётся на Алтае с нарушениями законодательства, и дала рекомендации, как привести всё в соответствие.
Президентский совет по правам человека на этой неделе дал свои рекомендации, как сохранить алтайские леса, в том числе уникальные ленточные боры. Эти стало ответом на итоги июньского заседания комиссии СПЧ в нашем регионе.
Эксперты тогда объясняли: слишком много жалоб из Алтайского края поступает главе государства на экологические нарушения. Когда их число превысило некий предел, комиссия решила разобраться с жалобами непосредственно на месте. И вот теперь СПЧ обнародовал свои заключения и рекомендации, которые в числе прочего легли на стол президента страны.
Ещё в июне, проверяя хозяйственную деятельность в алтайских лесах, эксперты СПЧ в замечаниях не стеснялись. В итоговом документе выводы ещё более жёсткие: в Алтайском крае заготовка древесины идёт практически на всей территории ленточных боров, включая особо охраняемые территории. Из 10 ленточно-боровых заказников в регионе рубки леса ограничены только в двух.
Холдинг «Алтайлес» комиссия СПЧ открыто назвала монополистом алтайских ленточных боров. С одной стороны, увидела в этом плюсы: компания на хорошем уровне обеспечивает охрану и противопожарное обустройство лесов. Но есть и отрицательные стороны: потоки древесины «Алтайлес» чрезмерно направляет на нужды собственных деревокомбинатов. А у населения возникают проблемы получить древесину для собственных нужд.
СПЧ рекомендует Минприроды России разработать правила защиты ленточных боров, внести изменения в правила заготовки древесины. А Рослесхозу – увеличить возраст рубки деревьев в ленточных борах до 120-140 лет, а на особо охраняемых территориях – ещё больше. Это то, чего годами добиваются экологи и против чего так яростно выступает «Алтайлес». Сейчас сосну в борах можно рубить в возрасте 101 года.
Рубки леса в Алтайском крае, которые велись под видом борьбы с уссурийским полиграфом, СПЧ так и прокомментировала в заключении: «фактически смысл рубок состоит не борьбе с полиграфом уссурийским, а в заготовке древесины». И в рекомендации алтайскому Минприроды написали: с участием населения и общественности проверить обоснованность и законность таких рубок, а до этого приостановить проведение сплошных рубок на территории Горно-Колыванского лесничества, где, судя по голым полянам на месте леса, особо рьяно борются с полиграфом.
Не обошли вниманием эксперты и ситуацию с городскими лесами, в первую очередь в Барнауле. И обозначили: городские леса краевой столицы в муниципальную собственность не оформлены, в нарушение Лесного кодекса Рослесхозом не установлены границы городского лесничества, т. е. росчерком пера барнаульские леса можно перевести в другую категорию и под другие нужды, что и происходит. Нарушение рекомендовано устранить.
Во время июньского визита эксперты побывали и в Солонешенском районе, где местные жители борются с добычей россыпного золота. Собственно, жалобы населения СПЧ по большому счёту подтвердили: фирма-золотодобытчик «Ануй» нарушает требования законодательства.
Месторождения россыпного золота на Алтае комиссия СПЧ назвала бедными и незначительными. И при весьма скромных отчислениях золотодобытчиков в бюджеты всех уровней добыча этого золота влечёт огромный экологический ущерб. Отдельно эксперты подчеркнули: на жалобы населения власть и Росприроднадзор реагировала вяло, порой демонстрируя отсутствие элементарной логики. Рекомендации: Госдуме – внести изменения в Закон «О недрах», чтобы нарушение законодательства об охране окружающей среды стало основанием для досрочного прекращения прав недропользователя. Росприроднадзору вместе с краевой прокуратурой – провести внеплановую проверку деятельности компании «Ануй» по добыче золота, и если нарушения подтвердятся – принять меры.
Рекомендации СПЧ – это, конечно, не приказ к исполнению. Но экологи и общественность рассчитывают, что от такого документа, который лёг на стол президенту, чиновники так просто не отмахнутся.