К слову, хозяйство сумело выжить и в лихие 1990-е и устояло, когда другой алтайский зверокомплекс, в Бийском районе, тихо «скончался» из-за бесконечных переделов. С кем же конкурирует сейчас тальменский зверокомплекс и кому здесь постоянно требуется валерьянка?
Тальменской «звероферме» уже ни много ни мало, а полвека. За 50 лет работы здесь вырастили миллионы зверьков – песцы, норки, чернобурая лиса. В годы перестройки, как и многим, зверофермам России пришлось несладко. Дорогостоящий сибирский мех упал в цене и перестал пользоваться спросом. На смену ему пришли китайские шкурки, а позже и вовсе синтетические пальто и пуховики.
Инвестор не прогадал, говорит бригадир хозяйства Марина Курлюченко. В хозяйстве она работает многие десятки лет – не уволилась даже в самые тяжёлые годы перестройки, когда звероферма дышала на ладан. В 2008 году дело пошло на лад. Первых соболей завезли сюда тогда, в 2008 году. Мех соболя очень лёгкий, изделия из него очень тёплые и изящные и, в отличие от норки, практичные. Не удивительно, что после разорения десятков звероферм перестроечной России мех этих зверьков на пушном рынке буквально взлетел в цене, будучи ещё и дефицитом. Сегодня на звероферме только основного стада самки 6500 голов. С каждым годом поголовье всё больше. В 2013 году алтайская звероферма была удостоена почётного звания-племенного репродуктора чёрного соболя.Очень много Китай поставляет пушнины. Качество у них, конечно, очень низкое. Но тем не менее они заполонили меховой рынок. И поэтому мы, возможно, и дальше бы продолжали с норкой работать, но это было желание нашего инвестора.
Марина Курлюченко, бригадир звероводческого комплекса «Магистральный»
Поэтому, чтобы успокоить впечатлительных соболей, наготове у работников зверофермы всегда есть корвалол и валерьянка – это в прямом смысле необходимо, чтобы сохранять поголовье дорогостоящих пушистых красавиц. Сегодня совхоз «Магистральный» по численности соболя уже второй в России.У соболя натура очень тонкая. Зверёк подвержен стрессу. Поэтому нужно вести себя очень тихо и аккуратно. Иначе зверёк может напугаться и от страха упасть в обморок и даже умереть.
Ольга Салангина, корреспондент
Во времена царской России соболь считался мягкой валютой и старорусской нефтью. На монетах Екатерины II был изображён именно соболь. Европейцы ценили наши меха за необыкновенную мягкость и тепло. И похоже, мода на сибирского соболя вновь возвращается. В Европе зверёк не водится. Вывозить пушистое золото за пределы страны и по сей день запрещено законом.Планируется модернизация производства, а на этой основе расширение, увеличение поголовья маточного, что позволит увеличить количество шкурок для реализации на рынке. Ну и, соответственно, позволит укрепить экономику хозяйства и, конечно же, решать какие-то социальные вопросы, развития предприятия.
Валентин Тертищев, председатель районного комитета по агропромышленному комплексу администрации Тальменского района