В Барнауле совсем немного мест, названных в честь руководителей региона разных лет. Этого удостоились, например, Михаил Евдокимов – улица его имени сейчас проектируется. Есть у нас улица Беляева – это был первый секретарь крайкома КПСС… А вот это – улица Георгиева. Имя Александра Васильевича Георгиева было увековечено здесь в 1977 году, спустя всего год после его скоропостижной смерти. Его должность также называлась «первый секретарь крайкома партии». И это тот случай, когда слово «первый» говорит не только о положении в политической иерархии, но и о величине личности
Тот, кто навсегда вписал свое имя в судьбу Алтайского края, появился на свет за тысячи километров от него – на Украине, в Одесской области. Александр Георгиев родился 6 июня, а вот с годом какое-то время была путаница. Сам он в документах поначалу указывал 1913-й, но уже в зрелом возрасте исправил на 1914-й. По одной из версий – внимательно изучив метрики и найдя закравшуюся ошибку.
В 1930-х годах Георгиев окончил сельхозтехникум и в числе отличников-комсомольцев попал по распределению в степной Алтай. Трудился сначала в Михайловском районе, затем в Ключевском. Там молодого агронома застало известие о войне. Как гласит семейная легенда, Александра Васильевича забрали на фронт, но в пути сняли с поезда: на мирной ниве он оказался нужнее.В детстве были склонности к художеству, он рисовал очень хорошо. И просился в разговоре с отцом в художественное училище. А отец, директор школы, сказал: «Ну, художник не художник, а агроном из тебя выйдет».
Виталий Сорокин, автор книг об А.В. Георгиеве, профессор АлтГУ
Говорить о том, что Георгиев «отсиделся в тылу», ни у кого нет морального права. Фронт требовал бесперебойных поставок продовольствия, спрашивали строго! И Георгиев давал по два урожая картошки в год и внедрял в зоне рискованного земледелия новые культуры. О подвигах агронома на «хлебном фронте» в 1942 году даже вышла заметка на первой полосе «Алтайской правды». А в 1943-м началась его государственная и партийная карьера: Александр Васильевич возглавил Ключевский райисполком. После его заметили и в крае, пригласив на повышение. С заведующего сельхозотделом крайкома он дорос до первого секретаря. Первого лица в регионе.Я думаю, что правильно поступила Родина. Многие люди, которые его видели в то время, говорили, что он мотался по полям, худой, истощённый, френч на нём болтался. Но он давал урожаи. Он кормил Алтайский край и страну.
Елена Хрусталёва, внучка А.В. Георгиева, профессор АГМУ, депутат АКЗС
Судя по архивным документам, решение о назначении Георгиева на высшую должность в марте 1961-го поддержали единогласно: на тот момент он работал на Алтае уже почти 30 лет, превосходно знал село и людей. И мог дать стране то, чего она ждала от нашего края в первую очередь, – хлеба.Всех руководителей любого ранга можно разделять на две категории – призванные и самозванцы. Так вот, Георгиев был из числа призванных. Был социальный заказ на очень колоритных, волевых, мудрых руководителей.
Виталий Сорокин, автор книг об А.В. Георгиеве, профессор АлтГУ
А с землёй действительно нужно было что-то делать. Георгиеву досталось непростое наследство целины. Её пыльное «эхо» губило урожаи, делало порой невыносимой жизнь в степи.На полях, на алтайской ниве, он проводил едва ли не полгода из своего служебного календарного времени. С простыми людьми, с крестьянами, колхозниками Георгиев тоже находил общую ноту общения. Приезжая в село, он сразу спрашивал: «Ну шо, мужики, с землёй делать будем?»
Виталий Сорокин, автор книг об А.В. Георгиеве, профессор АлтГУ
Образование и большой опыт работы в полях в итоге подсказали Георгиеву, как решить проблему ветровой эрозии и засухи. Известно, что первый секретарь неоднократно направлял в вышестоящие органы власти докладные записки, в которых научно обосновывал свои предложения по защите почвы, просил помочь с техникой. Статьи на эту тему за подписью Георгиева не раз выходили и в советской печати. Одной из таких «судьбоносных» мер стало защитное лесоразведение в районах Кулундинской степи.Распахали целину, около 25 млн гектаров пашни. Но орудия-то обработки были какие? Отвальные плуги, лущильники, поверхностная обработка почвы. Первое время все складывалось благоприятно за счёт естественного плодородия почвы. В 1954-м мы получали 11,6, пыльные бури – до 7 центнеров опустились. То есть на уровень послевоенный!
Алексей Дробышев, профессор АГАУ
С приездом Брежнева связана одна из «глобальных» строек в Барнауле – появление классического университета, отметившего в этом году полувековой юбилей.Он достаточно прост был в общении. Бабушка ему даже с собой, когда он улетал, давала банки маринованных маслят и белых грибов. У деда стоял телефон прямой для связи. Мне вообще кажется, вот этот термин «времена застоя» – он совершенно неправомерен и он оскорбителен и для нас в том числе, потому что мы в это время жили. И никакого застоя не было. Были комсомольско-молодёжные стройки, летали в космос, заключали договоры.
Елена Хрусталёва, внучка А.В. Георгиева, профессор АГМУ, депутат АКЗС
Перечислять, что было создано в крае в годы руководства Георгиева, можно долго. Что называется – загибайте пальцы: построено новое здание театра драмы, появился театр музкомедии, Дворец спорта и новый комплекс аэропорта, многие санатории и дома отдыха. Развивалась и промышленность. Правда, существовало определённое соперничество между сельскохозяйственным и промышленным «блоками» в краевом руководстве. Георгиев, отмечают историки, конечно, чаще занимал сторону «сельхозников». Но тем не менее в его время появлялись и новые предприятия.По сложившейся такой неофициальной традиции у первого лица государства нужно было что-то попросить. И среди важных просьб была озвучена и просьба о создании здесь университета. Вернувшись в Москву, Брежнев восхищался и озвучивал это, что какой молодец Георгиев, прекрасный руководитель, попросил университет. Это значит, он думает о регионе, он смотрит в будущее.
Иван Назаров, директор Института истории и международных отношений АлтГУ
У Георгиева был достаточно плотный график. Но, как вспоминают его родные, по выходным он любил прийти на рынок, на барнаульский Старый базар. Причём, будучи человеком от сохи и руководителем, который определял аграрную политику целого региона, он наведывался сюда не только для того, чтобы сделать покупки, но и ознакомиться с ассортиментом, с ценами.Всегда выходило наружу соперничество промышленников и аграриев. И всегда это заканчивалось печально для промышленников. В своё время они выступили с инициативой размещения КамАЗа на территории Алтайского края. Но аграрии сказали – зачем нам здесь загрязнять и выводить из оборота столько угодий? По коксохиму, нам известно, было много противоречий в краевом руководстве, некоторые говорили: нам не нужен химдым. Но всё-таки коксохим случился, в отличие от КамАЗа.
Виталий Сорокин, автор книг об А.В. Георгиеве, профессор АлтГУ
По воспоминаниям близких и современников, Александр Васильевич с семьей жили достаточно скромно, никогда не кичились своим высоким социальным статусом. Большой период жизни первого секретаря прошёл в доме по адресу: ул. Никитина, 86. Сейчас попасть туда не представляется возможным, это закрытая территория. Так вот, по свидетельствам историков, Георгиев с семьёй продолжали проживать здесь даже после того, как его товарищи по крайкому съехали в другое, более комфортабельное место. Известно также, что у Георгиева был охранник, хотя по улице Георгиев ходил без сопровождения телохранителей. Так вот, этот охранник тоже был своего рода членом семьи, и жена Александра Васильевича, Клавдия Романовна, постоянно выносила ему какие-то домашние угощения.У деда была очень хорошая библиотека, поэтому я начала читать с трёх лет. Дед очень хорошо пел, у него был такой густой, низкий баритон. Были такие домашние вечера, когда за чашкой чая кто-то вдруг начинал петь, и вся семья пела украинские песни, русские песни. Атмосфера была очень творческая в семье, она была добрая.
Елена Хрусталёва, внучка А.В. Георгиева, профессор АГМУ, депутат АКЗС
Большая власть, которой Георгиев, безусловно, обладал – это и большая ответственность. В 1970-х Александра Васильевича начало подводить здоровье. Случился первый инфаркт.Он не хотел уезжать. Брежнев предлагал ему разные должности: от министра сельского хозяйства до первого секретаря республики, не буду говорить какой. И буквально перед смертью, на съезде партии (дед умер после того, как выступил на этом съезде), ему был предложен пост – это я точно знаю, потому что я это слышала своими собственными ушами – председателя президиума Верховного совета СССР.
Елена Хрусталёва, внучка А.В. Георгиева, профессор АГМУ, депутат АКЗС
В те годы Александр Васильевич много переживал и из-за личных обстоятельств: у одной из его трёх дочерей, Нелли, обнаружили смертельную опухоль.Руководителем очень крупного масштаба, высшей категории он был всегда. Но из 15 лет его руководства краем удалось собрать рекордный урожай только один раз, в 1972 году. В 1973-м – засуха, в 1974-м – засуха, а в 1975-м – вообще всё сгорело на полях Алтайского края. И, возможно, это послужило одним из поводов его преждевременной смерти.
Виталий Сорокин, автор книг об А.В. Георгиеве, профессор АлтГУ
Александру Георгиеву было 60 с небольшим. Он ушёл на 15-м году работы у руля Алтайского края. Нелли Александровна пережила отца всего на девять дней. Похоронили первого секретаря на Власихинском кладбище в Барнауле.Он работал на госдаче. Он туда уезжал. Потому что после съезда было много каких-то предложений, он там работал. И вот мы сидели за столом 9 апреля 1976 года, отмечали день рождения моего отца. Раздался звонок, и сообщили о том, что Александр Васильевич умер. Папа мой туда поехал, он был тогда главным врачом онкологического диспансера, и только при нём прекратили реанимационные мероприятия.
Елена Хрусталёва, внучка А.В. Георгиева, профессор АГМУ, депутат АКЗС