25 лет Лидия Чуднова руководит Всероссийским музеем-заповедником В. М. Шукшина.
Вторая половина июля для Лидии Чудновой традиционно самое напряжённое время. Уже 25 лет она управляет огромной машиной под названием «Всероссийский мемориальный музей-заповедник Василия Шукшина». Не думать о великом писателе, находясь в центре его мира, в Сростках, наверное, сложно.
Елена Лопатина, корреспондент:
– 25 лет вы занимаетесь Шукшиным, не надоедает?
Лидия Чуднова, директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина:
– Вы знаете, это безбрежно. Наверное, как и исследователи, потому что всё время всё до конца не открыто. Когда это нравится, когда ты этим занимаешься, годы просто пролетают, жизнь летит.
Мы приехали в Сростки за неделю до начала Шукшинского фестиваля. В музее это время самой бурной работы, всё нужно успеть. В этом году чтения юбилейные – Василию Макаровичу исполнилось бы 90. Предпраздничное напряжение буквально висит в воздухе. Но нервы ни у кого не сдают.
Создать уникальную, душевную атмосферу, погрузить гостя в шукшинский мир, чтобы каждый человек чувствовал себя частью грандиозного народного праздника – вот к чему год за годом стремятся Лидия Чуднова и ее команда. И это у них неплохо получается. Ежегодные посиделки почитателей таланта Василия Макаровича, или, как их называли в народе, «великое сидение на Пикете», они превратили в масштабный фестиваль всероссийского уровня.
Лидия Чуднова, директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина:
– В 1976 году никаких фестивалей не было на Алтае. А теперь у нас их несколько, и надо выстоять, не потерять своего лица. И нельзя же быть в одних каких-то гранях и ничего не менять, догматы свои. Надо же тоже идти навстречу времени.
Идти навстречу времени для тех, кто это время в стенах музея останавливает, – задача очень интересная, говорит Лидия Чуднова.
В основном зале музея монтируют экспозицию из фотографий друга Василия Шукшина, оператора Анатолия Заболоцкого. Работы для выставки Лидия Александровна отбирала лично, в Сростках их покажут впервые. Она знает историю каждого кадра. И поэтому особое место в экспозиции у больших панорамных снимков со столь же большим смыслом.
Об экспонатах своего музея Лидия Чуднова может рассказывать часами. Кажется, она знает о них больше, чем те люди, кто передал эти артефакты в музейные фонды. В хранилищах – ещё десятки предметов, широкой публике пока не представленных. Но как хочется о них рассказать!
Предметы, связанные с Шукшиным, везут в сростинский музей со всего мира. Вот, например, афиша Тбилисского театра – спектакль «Калина красная».
Находясь в фондохранилище, Лидия Александровна не может пройти мимо своего любимого отдела – письменных источников. Здесь хранятся письма, которые мать Шукшина Мария Сергеевна Куксина писала Василию Макаровичу, его семье и даже после смерти писателя – на его могилу. Таких посланий в фондах больше полутора сотен. На этих пожелтевших листах – самое сокровенное, трогательное, искреннее и ценное с точки зрения истории.
В 1979 году после учёбы в Барнаульском институте культуры Лидия Чуднова по распределению приехала на работу в Сростки. Так и живёт здесь уже 40 лет. Из них 15 она отдала работе в местной библиотеке. В 1994 году Лидия Чуднова возглавила музей Шукшина. И стала заново открывать для себя Сростки. И через творчество Василия Макаровича, и с помощью новых друзей.
Сама Лидия Чуднова – уроженка села Ключи, что недалеко от Сросток. Но именно здесь, у подножия горы Пикет, она нашла своё место силы, которое стало родным благодаря Шукшину.
Лидия Чуднова, директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина:
– Село завораживает, хотя здесь нет леса, здесь только колки берёзовые, острова. Жить в селе – это настолько для души, когда ты в этом пространстве, ты идёшь на работу – уже энергии наберёшься.
Елена Лопатина, корреспондент:
– Говорят, что есть примета: кто потрёт палец у Василия Макаровича, того будет удача преследовать. Знаете про это?
Лидия Чуднова:
– Раз говорят, то, значит, есть. Так что давайте мы с вами попробуем. Прикоснёмся и загадаем желание.
Что загадала Лидия Чуднова, знает только она сама. Но, скорее всего, это снова о работе.