Люди оказались в сложной ситуации и воспользовались положенным по закону приостановлением платежей.
Правда, до сих пор супруги с детьми рискуют остаться без жилья.
Шесть строк с нулями в графике платежей по жилищному кредиту – это и есть ипотечные каникулы. Семье Елены Сарайкиной они потребовались после того, как единственный кормилец в семье – муж Андрей – попал в автокатастрофу и надолго оказался на больничной койке. Платить за ипотеку стало нечем.
Андрей Сарайкин:
– У меня было ИП, я занимался запчастями, на данный момент я этим заниматься не могу. Вся работа была на колёсах, на машине, сейчас я передвигаться не могу, поэтому не могу ничего зарабатывать, платить пока нечем вообще.
После нескольких месяцев борьбы с банком семье Сарайкиных всё-таки удалось получить ипотечные каникулы. Но за положенные полгода проблему с деньгами они так и не решили. Муж по-прежнему не может работать, а сама Елена зарабатывает меньше, чем нужно на погашение ежемесячного взноса по ипотеке. Продление каникул или повторное их использование по закону не предусмотрено.
Елена Сарайкина:
– Вновь собираем документы, на данный момент ИП закрыли, потому что налог платить мы тоже не в состоянии, так как он не работает, и в связи с этим хотим заново подавать в банк, просить об отсрочке или реструктуризации, чтобы это было нам по силам.
Но отсрочку банк может и не дать, говорит юрист Антон Доровских. А снижение ставки по ипотеке семье вряд ли поможет – платежи, хоть и меньшего размера, вносить всё же придётся. При просрочках же банк имеет право продать ипотечную недвижимость на торгах. Причём, как правило, стоимость таких квартир вполовину ниже рыночной.
Антон Доровских, исполнительный директор Ассоциации по защите прав заёмщиков:
– Семье отдадут разницу между стоимостью, за которую продалась квартира, и долгом, то есть там 200-300 тысяч рублей. Что они сделают с этими деньгами? Они просто останутся на улице с 200 тысячами, которых хватит на год проживания в съёмной квартире.
Единственное, что реально может помочь семье Сарайкиных, – это добровольная продажа ипотечной квартиры по рыночной цене. Но расстаться с недвижимостью Елена и Андрей, похоже, пока не готовы.