Разумеется, на отдельные товары и услуги цены выросли куда больше, чем официальные 13%. О потребительском шоке, ажиотажах и зарплатах в уходящем году – в нашем обзоре.
Инфляция в Алтайском крае разгоняться начала в феврале текущего года. В марте превысила уже 18%, в апреле приблизилась к 20%. Это выше, чем по Сибири и России в целом. Причины были очевидны: санкции, нарушенные производственные цепочки, ослабление рубля. В алтайском отделении Центробанка именно в марте отмечали самое сильное ускорение роста цен в крае.
Случилось то, что экономисты назвали потребительским шоком. На фоне ажиотажа гречка стала стоить как деликатесная крупа. Покупатели сметали с полок сахар, цена на который выросла вдвое, что даже алтайским депутатам пришлось считать его запасы в регионе.
Разбираться с торговыми сетями и ценами весной приезжал даже заместитель генпрокурора страны Дмитрий Демешин – под прицел, в частности, попала бийская сеть магазинов.
Кстати, к лету несколько торговых сетей в крае снизили цены на продукты после того, как прокуроры выписали почти 150 предостережений.
К лету же инфляция в крае стала хотя бы чуть-чуть снижаться. Удалось зафиксировать взрывной рост цен на стройматериалы. Среди непродовольственных товаров в крае заметнее всего взлетела стоимость бытовой химии и автомобилей.
Осенью Алтайский край упорно занимал первые места рейтингов как регион с самой низкой ценой на бензин. Но тот факт, что у нас литр топлива на несколько копеек дешевле, чем у более богатых новосибирцев или томичей, наших автовладельцев мало успокаивал. Осенью же заметно подорожало ОСАГО.
А затем был «сюрприз» с повышением коммунальных тарифов с 1 декабря – второй раз за год. Жителям региона пообещали компенсации и субсидии.
Какова будет инфляция в крае в целом по году? Данных пока нет. По итогам ноября она составила менее 13%. Но даже в отделении Центробанка пояснили: это как средняя температура по больнице. При этом средняя номинальная зарплата в Алтайском крае по итогам девяти месяцев года оставалась самой низкой в Сибири.