Что ещё изменится в результате судебной реформы в России?
Ежемесячно только из районных судов одного Барнаула на почту уходит более 100 тысяч конвертов. Теперь часть нагрузки переложили на самих граждан.
Юлия Юдина, помощник судьи Железнодорожного районного суда:
– Раньше истец прикладывал полностью копию искового заявления и все прилагаемые документы по числу лиц-ответчиков, третьих лиц, и суд сам направлял всё ответчикам и третьим лицам. Сейчас же это должен делать истец самостоятельно и прикладывать уведомление – подтверждение того, что он направил.
А если отправите не все документы или они будут оформлены не так, суд ваш иск примет (просто по закону не может отказать), но оставит без движения. Так что не каждый гражданин рискует выполнять всё самостоятельно, поручает юристу. И платит: и за услуги почты, и за услуги юриста.
Людмила Жгун, юрист:
– В среднем с листками вложения, вот вчера отправляла по Барнаулу, получилось 230 рублей. Сегодня при сдаче документов вижу, что идут коллеги, которые теперь стали пользоваться почтовыми отделениями чаще, нежели делали это раньше.
Впрочем, это не самые значительные изменения. Есть и хорошие новости. Теперь появилась возможность обжаловать решение, которое приняли судьи края, в другом регионе. В стране начали работать отдельные кассационные суды.
До октября большинство дел рассматривалось так: сначала суд районный. На его решение апелляцию подают в суд краевой. Если и здесь результата нет – подаётся кассационная жалоба. Но рассматривают её, по сути, те же краевые судьи. Причём сначала один из судей смотрит единственный документ – жалобу. И сам принимает решение – будет ли рассматривать её коллегия. Зачастую, говорят юристы, судья этот – тот же самый, что входил в состав апелляционной коллегии. И потому кассация редко давала результат.
По правилам, которые начали действовать с 1 октября, ваше несогласие с решением апелляционной комиссии будут рассматривать в отдельном – кассационном суде. Причём коллегия судей сразу смотрит не одну жалобу, а все материалы дела.
Ольга Смолина, заместитель председателя Алтайского краевого суда:
– Это всё делается для того, чтобы исключить какую-либо заинтересованность со стороны суда в сохранении, условно говоря, незаконных судебных постановлений.
Кассационных судов в России создано девять, за каждым закреплено больше десятка близлежащих регионов. Наш суд находится в Кемерово, и здание для него в процессе строительства. Штат ещё формируют, но судьи начинают работать – пока в помещениях других судов. Желающих обратиться туда будет немало.
Предприниматель Константин Брыкин уже два года судится из-за претензии к нему в размере 3 миллионов рублей. Суды разных инстанций в крае, по его словам, не стали приобщать к делу существенные доказательства. Теперь интересно, как его дело рассмотрит независимый кассационный суд.
Константин Брыкин, ответчик в суде:
– Здесь, в нашем регионе, почему-то не рассматривают в полном объёме дела. Кемеровские суды немного другой репутацией пользуются.
Ася Майорова, корреспондент:
– Есть изменения и для тех, чьи иски изначально рассматриваются не в районном, а в Алтайском краевом суде. Апелляционные жалобы по таким делам будут рассматривать в Новосибирске.
Какие это дела? Очень условно их можно назвать «гражданин против властных структур». Например, помните разбирательство о переносе красных линий в центре города, когда жителей частного сектора обязали снести постройки, расположенные близко к дороге? Постройки были с 1950-х годов, а документ с красными линиями появился значительно позже. Граждане в суде тогда проиграли. А вот если бы дело рассматривал апелляционный суд в другом регионе, интересно, появились бы у той коллегии вопросы? Откуда красные линии на карте, как принимали такой документ?
Пока мы верим, что все изменения в судебной системе пойдут на пользу граждан. Хорошо уже то, что ни в Новосибирск в апелляционный суд, ни в Кемерово, в суд кассационный, ездить не нужно. Все жалобы принимаются здесь, в Алтайском крае, а сами заседания проходят, по желанию, путём видеоконференции.