Евгений Минченко с 1993 года занимается политконсалтингом, он основатель PR-агентства New Image, сотрудники которого принимали участие более чем в 300 успешных избирательных кампаниях. С 2003 года – директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ). Преподаватель факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова.
Евгений Минченко дал свою оценку избирательным кампаниям в СФО, но мы предлагаем фрагмент, который касается кампании в Алтайском крае. Прочитать интервью полностью можно по ссылке.
Фото – https://er.ru/activity/news/evgenij-minchenko-edinoj-rossii-ne-nuzhno-pryatat-svoj-lejblВ тех регионах, где действующие главы переизбираются, социологи прогнозируют их уверенную победу в первом туре. Это касается и Алтайского края, и Новосибирской области, и Кузбасса.
Думаю, вряд ли кто-то сомневается в компетенциях Виктора Томенко, который системно и методично выводит регион из «красного» пояса. На мой взгляд, на голову выше стала работа с политической, с медийной повесткой.
Я Виктора Петровича знаю достаточно давно, он очень много работает, но при этом получается так, что широко рассказывать о результатах не стремится. Думаю, с этим были связаны некоторые риски зимы-весны этого года. Но сейчас, когда Томенко принял решение предъявить жителям достижения, наработки, что уже сделано и планируется, всё это дало очень серьёзную прибавку его политическим позициям.
Изменения политического стиля Виктора Томенко действительно заметны. Такое впечатление, что Алтайский край – и элиты, и обыватели – словно заново открывают для себя губернатора. Думаю, это во многом связано с работой его политических консультантов, они известны – Фирдус Алиев и его команда. Виден фирменный профессиональный почерк, просто грамотные подходы ко всем направлениям. Радикально улучшилось качество контента в аккаунтах губернатора в социальных сетях. Опытные коллеги перенастроили и медиасигнал, и другие каналы коммуникаций.
Кроме того, губернатор в своей работе обозначил весьма убедительные векторы развития региона. В первую очередь, это сухопутный зерновой коридор в Китай, который важен в ситуации разворота России на Восток. Развитие фармаполиса с выпуском дешёвых лекарств в наукограде Бийске. Идея сделать Рубцовск, третий по численности населения город в Алтайском крае, логистическим хабом и экономическими воротами в Среднюю Азию. Барнаул как самый комфортный город Сибири. Я лично высоко оцениваю концепцию «Алтай – второй Сочи». Логичная история, учитывая тот факт, что выездной туризм у нас ограничен, люди открывают для себя внутренний туризм. Идея сделать регион туристической Меккой вполне себе верная. Заявки на лидерство Алтайского края сформулированы очень сильные.Выход кандидатов из предвыборной гонки – один из технологических приёмов, которые используются на выборах. Один из эффективных инструментов в широком арсенале политических менеджеров избирательных кампаний. Ведь что произошло? Елена Хрусталёва оттянула на себя часть традиционных возрастных избирателей КПРФ и перенаправила их в сторону Виктора Томенко.
Владислав Вакаев, напротив, аккумулировал прогрессивный электорат, молодёжь, высокообразованных людей, жителей крупных городов. Это как раз электоральная база «Новых людей». Вакаев предложил прогрессивную повестку развития парков и общественных пространств и затем переориентировал своих избирателей на Томенко.
Что касается «Коммунистов России», то участие Сергея Малинковича в губернаторской кампании, на мой взгляд, эксперимент. Если хотите, разминка перед большим электоральным циклом. Учитывая тот факт, что комроссы имеют достаточно сильные позиции в регионе, что 12% голосов получили на прошлых выборах в краевое Заксобрание, Малинковичу сейчас нужна ещё одна история успеха. Хороший результат, чтобы убедить избирателей в том, что он сам, недавно ставший лидером «Коммунистов России», является, несмотря на эпатаж, действительно заметным федеральным политиком.
Мне кажется, в принципе, всё это достаточно грамотные ходы. В Алтайском крае словно происходит парад поддержки: все за Томенко. Не только общественные организации, но даже партии и оппоненты поддерживают его.
Сергей Булаев – это такой интересный типаж нового молодого регионального лидера ЛДПР. Новое поколение «жириновцев» – восходящих, харизматичных и при этом глубоко интегрированных в региональную политику.
По Евгении Боровиковой, кстати, интересное наблюдение. Я посмотрел кандидата от «Справедливой России» и увидел просто косплей Марии Прусаковой. Они словно политические близнецы – от возраста и образования до публичного имиджа. Не исключаю, что технологический штаб Томенко приложил к её появлению в бюллетене свою руку. Если бы этот факт вскрылся, я бы не удивился, ибо не верю в такие совпадения.
В общем, я считаю, выстроена комфортная конфигурация кандидатов для действующего губернатора. Думаю, во многом это отражение межэлитного консенсуса вокруг его фигуры.
Я посмотрел данные социологических опросов по структуре рейтинга Виктора Томенко. Там не только сторонники партии власти – и это абсолютно нормально. Скажем, кандидатуру Томенко поддерживают 39% сторонников ЛДПР, 47% сторонников КПРФ, 55% сторонников «Справедливой России». То есть избиратели края могут симпатизировать тем или иным партиям, но при этом демонстрируют высокий уровень доверия действующему губернатору. Собственно, мы этот же «надпартийный» эффект видим на примере Владимира Путина, который является консенсусной фигурой для избирателей всех парламентских партий. И мы понимаем, что рейтинг президента выше, чем рейтинг «Единой России», потому что лидер собирает, консолидирует вокруг себя гораздо более широкую базу поддержки. Примерно так же сейчас происходит на выборах в Алтайском крае.
Если ничего экстраординарного не произойдёт за оставшуюся неделю, то, собственно, мы увидим финал кампании референдумного типа с логичным результатом. Учитывая данные социологического исследования, думаю, что это победа Томенко в первом туре с результатом процентов 60 и даже выше. Тем более мы видим, что кандидат ведёт активную содержательную агитационную работу в «поле», в СМИ, в социальных сетях. Понятно, что курс главы региона направлен на консолидацию и конструктивные предложения. Но это не кондово, а свежо и органично, вызывает живой отклик избирателей.
Мы анализируем эти эффекты в данных социологических опросов, о которых я говорил ранее. Ну и конечно же, нельзя забывать о внешнеполитических вызовах. Через их оценку происходит так называемое сплочение населения «вокруг флага», вокруг президента, вокруг губернаторов. Простой человек рассматривает власть в широком смысле слова как опору, защиту, как оператора эффективной поддержки в трудное время.
После сентябрьских выборов, на мой взгляд, есть две основополагающие темы. Первая – избирательная кампания по выборам президента России в марте 2024 года. Это сейчас главная задача для всей вертикали власти. А второе, что я бы посоветовал, – сохранить то новое в плане работы с информационной повесткой, с публичным образом губернатора, с жителями, что привнесла в регион команда Фирдуса Алиева. Чтобы все новые методы и подходы прижились и после выборов. Думаю, очень важно продолжать рассказывать жителям о тех успехах, которые достигаются региональной властью, бизнесом, местными пассионариями. Постоянно поддерживать в людях надежду, желание двигаться вперёд, жить и работать в Алтайском крае. Тем более большая идеологическая трансформация от неуютного образа депрессивного региона, «подбрюшья» Сибири к агропромышленному региону-лидеру со значительными перспективами уже фактически запущена.
Евгений Минченко, российский политолог