«Вести Алтай» проследили за тем, куда отправляют вторсырье и как оно получает вторую жизнь.
– Допустим, какие-нибудь мелкие фракции я сразу складываю в пакетик, чтобы они не потерялись. Это вот крышечки.
Елена Попова к осознанному подходу к сортировке вторсырья пришла три года назад. Как-то случайно наткнулась на видео в Сети, где рассказывали о том, какой вред наносит мусор окружающей среде.
Игорь Рославцев, корреспондент:
– Герой нашей истории вовсе не Елена. А вот эта пластиковая бутылка. Попробуем проследить её путь в новую жизнь.
Собираем всё в разные пакеты и вместе с Еленой отправляемся на точку сбора акции «Мусора. Больше. Нет». Присоединиться к ней, кстати, может любой желающий. Главное, заранее почитать инструкцию.
Ольга Далгатова, координатор движения «Мусора. Больше. Нет»:
– Чтобы у вас всё получилось с первого раза, зайдите в нашу группу «ВКонтакте» «Мусора. Больше. Нет» или в наш аккаунт в «Инстаграме». Там всё написано, кто что сортирует, куда приносить, что принимают и как в течение месяца складировать это дома и не чувствовать, что живёшь на мусорке.
Волонтёры рассортировывают всё принесённое вторсырье. Бытовая техника отдельно, пакеты отдельно, картон ещё дальше. Но нас интересует вот этот участок этой чудесной разноцветной ярмарки. В одном из пакетов – наша героиня, пластиковая бутылка. Её отсюда увезёт Виталий Рузанов.
Виталий Рузанов, партнёр проекта «Мусора. Больше. Нет»:
– Мы работаем на четырёх видах полимеров. Это ПЭТ, ПНД, ПВД, пропилен, плёнки. В зависимости от каждого материала продукт из него изготавливается соответствующий. Если это ПЭТ, то из него изготавливают синтепон. ПНД, ПВД – плёнки или пакеты.
В общем, как героиню сказки «Лягушка-путешественница» съел аист, нашу бутылку съел грузовик. И привез её на сортировочный стол – красивые отдельно, прозрачные отдельно, а дальше бутылки нужно проколоть.
Это делают, чтобы не приходилось откручивать крышку с каждой тары перед прессовкой. С последней акции сюда привезли три с половиной грузовика пластика. С ними пресс справляется за несколько часов.
Игорь Рославцев, корреспондент:
– Из трёх мешков тары получается один брикет. И весит он столько же, сколько и я. Пятьдесят килограммов.
Потом брикеты попадают на разные предприятия. Отправимся на одно из них. Теперь та самая бутылка выглядит иначе. Сейчас она – чистое сырье для будущего продукта. Даже пахнет иначе. Здесь из него изготавливают комплектующие для парников.
В ёмкость засыпают гранулы. Затем эпизод из фантастического фильма – проходя через сложную машину, на выходе получаются вот такие трубки. Восемьсот метров в сутки. Кстати, на этом этапе к нашей героине присоединились и другие. Собранного барнаульцами катастрофически мало, так что приходится и закупать вторсырьё.
Андрей Яковлев, основатель компании «Агроном»:
– Мы делали из водопроводной трубы, мы её тоже производим. Но какой смысл делать из трубы, если человек из неё не будет пить. Вторсырьё ничем не хуже, кроме того, что через него нельзя воду гонять. То есть абсолютно никакого вреда окружающей среде.
Специалисты говорят, что работать с «вторичкой» гораздо сложнее – она требовательнее и процент брака выше. Но если технологию довести до ума, правильно смешивать разные гранулы, то итоговый продукт получается ничуть не хуже собранного из нового пластика. Только в два раза дешевле.
Кстати, об итоговом продукте. Теперь наша бутылка – это парник.