15 февраля на Алтае вместе со всей страной отметили 31-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. За 10 лет этой войны её участниками стали 3782 наших земляка. 153 из них не вернулись домой.
Интересный факт: именно в нашем регионе появился первый в стране Союз ветеранов Афганистана. Как от родственников скрывали истинное место службы алтайских парней? И почему на гражданке им тоже пришлось «воевать» – уже за свои права?
Терновый венец в центре площади Ветеранов, наверное, говорит всё об афганской войне. Сергей Завалихин был среди тех, кто начинал этот «путь на Голгофу». Осенью 1979 года его призвали в 345-й отдельный парашютно-десантный полк, который 14 декабря первым отправили в Афганистан на выполнение боевой задачи.
Сергей Завалихин, председатель правления краевой организации имени Героя Советского Союза К. Павлюкова Российского союза ветеранов Афганистана:
– Охрана аэропорта Баграма, Кабула... третий батальон у нас ушёл с Баграма в Кабул, на выполнение боевой задачи «Штурм-333», это дворец амина, аэропорт и так далее. А в это время приземлялась 40-я армия, даже секунды задержки не было. Самолёт приземлялся, он катился по взлётке, из него выезжали БМД, солдаты, уже на хвосте был другой самолёт.
Операция по переброске 40-й армии, а это без малого 80 тысяч человек, вошла во многие военные учебники. Советское правительство, считают историки, так надеялось отрезвить исламистов, развязавших в Афганистане гражданскую войну. Но в итоге она разгорелась с новой силой. О чём, впрочем, в Союзе почти не рассказывали.
Павел Мадяр из Рубцовска попал в Афганистан уже в середине 80-х и только на месте узнал реальную картину.
Павел Мадяр, ветеран войны в Афганистане:
– Я вот помню слова комбата «Дивизия находится на операции, дивизия несёт потери». Для меня это было очень интересно, потому что Афганистан я представлял несколько по-другому: разрозненные банды и так далее... Тут дивизия 10 тысяч человек, несколько мотострелковых полков, танки, артиллерийские, и они несут потери... Это было шоком для меня.
Война, вспоминают ветераны, была партизанской. Душманы били из засад, а при малейшей для них угрозе легко прятались в горах. Наша армия перешла к зачистке аулов, сопровождению автомобильных колонн и охоте на оружейные и наркокараваны... А родным на Алтай писали, что пьют сгущёнку где-нибудь в Прибалтике или Таджикистане.
Раиль Муфазданов из Кулундинского района пошёл на войну добровольно, говорит, чтоб отдохнуть от службы на пограничной заставе. И в итоге 17 месяцев засад и зачисток, о которых родные узнали только после дембеля. Секрета не выдал даже обратный адрес на конвертах.
Раиль Муфазданов:
– У нас было написано, как положено, Таджикская ССР, посёлок Московский и воинская часть. Всё было закодировано. При встрече мама сказала: «Тяжело на границе, наверное, было. Сосед наш служит в Афганистане, мать его очень переживает». Говорю, что я тоже прослужил... Не поверила, пока не показал удостоверение участника.
– Басенков Сергей, Максимов Павел, Шелестов Михаил – вот они, фамилии ребят, с которыми мы вместе воевали и которые погибли...
Вот та причина, по которой родным не писали правды. Вот та причина, по которой в мирной жизни «афганцы» стали держаться вместе. Барнаульский союз ветеранов стал первым в стране. Здесь помогали и с психологическими травмами, и с лечением раненых... И первыми в Союзе решили увековечить имена погибших земляков.
Светлана Павлюкова, мать Героя Советского Союза Константина Павлюкова:
– Первую стелу открывали. Я упала на колени... Вот это помню, дальше не помню. И сказала: «Ребята, я всё сделала, чтобы вы жили вечно!» И всегда об этом говорю...
Её до сих пор почти все называют «мама Света». Мама Героя Советского Союза Константина Павлюкова. В январе 1987 года его самолёт подбили душманы. После получасового боя на земле 23-летний лётчик подорвал себя и окруживших его врагов гранатой. Получив похоронку сама, Светлана Григорьевна стала писать письма всем семьям края, кто потерял сыновей, и опекала тех, кому на гражданке приходилось воевать за свои права.
Светлана Павлюкова, мать Героя Советского Союза Константина Павлюкова:
– У инвалида, хорошо помню, нога... Дали первую группу. Через год снимают, вторую. Так она что, выросла? Адаптировался... Отбивали. И работу искали, и тогда же квартиры давали, немножко, но помогали.
Себя сейчас Светлана Григорьевна называет самой счастливой... Говорит, у неё теперь сотни сыновей! Все курсанты Барнаульской лётной школы, которая с 1992 года носит имя Константина Павлюкова. В эту семью приходит и его младший брат, тоже ветеран Афганистана. Десантник Владислав Павлюков был участником более 30 военных операций (Кандагар, Панджшер, Кунар). Теперь об этом рассказывает на уроках мужества, хотя считает, что у сибиряков оно в крови.
Владислав Павлюков, ветеран войны в Афганистане:
– Я проходил службу в подразделении, где у нас не было ни одного московского представителя. То есть Урал, Алтай, Кемеровская область. Мы всегда готовы сделать какие-то определённые шаги, на которые не идут другие люди.
И тому подтверждение – списки погибших уже в других конфликтах: Абхазия, Грузия, Сирия... Наши земляки стали участниками 30 локальных войн.