Ветераны волонтёрской акции вспоминают, какой она была 50 лет назад.
Сегодня последний день работы отрядов «Снежного десанта». Самой известной волонтёрской акции Алтайского края в этом году исполнилось полвека. Каким был десант в этом году и как он изменился с момента создания?
Раз в год Алексей Иванов достаёт пачку старых фотографий и снимает с полки вот этот трофей. И окунается в воспоминания. Он получил его в 85-м, на память о пройденных десятках километров. Тогда отряд «Синяя птица» между посёлками передвигался не на автобусе, а на лыжах.
Алексей Иванов, ветеран движения «Снежный десант»:
– Александр Мамаев, легендарный человек. Сказал: «Надо ходить». Это ж красиво, это полезно. И блудили иногда, а девиз командира: «Ребята, идём напрямик». Обычно это «напрямик» означало, что мы залазили в какой-нибудь сугроб или упирались в речку, и это увеличивало время.
Игорь Рославцев, корреспондент:
– На 80-е годы пришёлся пик популярности снежного десанта. А началось все в 1969 году. Хотя сейчас никто точно и не скажет, в какой момент появился «Снежный десант». Но точкой отсчёта принято считать именно 1969 год. Зачинатели акции – студенты Алтайского политехнического института. Тогда, кстати, почти все отряды ходили на лыжах.
Через некоторое время в десантах появятся первые девушки-командиры, а выезды начнут посвящать значимым датам. Например, «Снежный десант-72» приурочили к 50-летию образования СССР.
С начала восьмидесятых возникают первые межзувозвские десанты – первыми объединились технический, педагогический и Институт культуры. Акция охватывала всю страну. Буквально на каждом факультете был свой отряд. Казалось, впереди светлое будущее. А затем всё в одночасье рухнуло.
Алексей продолжал выходить на маршрут и после того, как получил диплом. Брал отпуск на работе, отгулы. Девяностые стали испытанием для движения, его личным испытанием. «Синяя птица» осталась единственным отрядом движения в стране. В 98-м году на маршрут вышло всего восемь человек. В какой-то момент ветераны движения уже утратили надежду. Но в начале нулевых решили взять судьбу в свои руки. Студенты поддержали.
Алексей Иванов, ветеран движения «Снежный десант»:
– Надо было поехать с ними на маршрут. Побывать там, может, что-то подсказать. На лыжи поставить, в конце концов. Не то, что собрался отряд, Иванов больше не командир, и всё. Это порядка трёх-четырёх лет передавалось.
Евгений Якунин, руководитель краевого штаба студенческих отрядов:
– Тогда об этом не думал. И тогда просто предложили: «Жень, поедешь в «Снежный десант». Классная вещь, сам не знаю, но поехали». Ну, поедем.
Начинается новая история десанта. С возрождением отрядного движения из пепла восстаёт и акция. Период «реабилитации» десанта проходил очень хорошо.
Евгений Якунин, руководитель краевого штаба студенческих отрядов:
– Нет, желающих попасть в отряд было всегда много. Ко мне записывалось по 50–60 человек в отряд. Я даже скажу, что тогда конкуренция была выше. Отрядов меньше, желающих больше.
Буквально за десять лет количество отрядов в Алтайском крае вырастет до 12. Движению помогает и краевой штаб, и ветераны. В 2011-м акцию, прямо как в советские времена, подхватывают и другие регионы страны. В 2016 году в акции принимает участие полторы тысячи человек. Акция снова обрела масштаб. Но осталась ли она такой же?
Яна Гекман:
– Неизменным осталось добровольчество, это точно, потому что, как многие ветераны рассказывают, как они ездили в те годы, в принципе концепция остаётся очень похожей – помогать людям.
В этом году в Алтайском крае в десант отправилось 450 человек. Это 19 отрядов, в составе которых не только студенты разных вузов, но и гости из других регионов. Больше студентов пока набирать не планируют, районы и так расписаны на три года вперёд.
Игорь Рославцев, корреспондент:
– В этом году к списку добавилась установка цифрового ТВ. Но самым распространённым видом работ до сих пор остаётся уборка снега, причём как на земле, так и на крыше.
Здесь, кстати, очень скользко. Но за пятьдесят лет акции ни один боец не пострадал. Бойцы отряда «Армада» с морозами сражаются своим уникальным способом – чаще улыбаются. Говорят, так лицо не мёрзнет. Обычно отряд проводит в селе всего один день. Но здесь, в Первомайском, им пришлось задержаться. Обойти нужно почти 30 дворов. И шефская помощь – не единственное, чем занимаются бойцы.
Например, профориентационная работа. Традиция, сохранившаяся ещё с 70-х годов прошлого века. Но если тогда агитировали за вуз и факультет, то теперь ещё рассказывают о здоровом образе жизни и волонтёрстве. А вечером – концерт.
Александр Володин:
– Самое тяжёлое, наверное, из вот этого всего – это совместить как-то. Вот, ну и на утро, конечно, вещи собрать. Потому что каждое утро буквально вот всё то, что ты перед отъездом собирал несколько дней, тебе нужно собрать за пару минут, упаковаться в автобус, сесть и поехать в другую деревню, чтобы вновь это всё повторилось.
Ветераны движения свой отряд «Старая гвардия» собрали три года назад. В его состав вошли бойцы прошлых лет: кто-то ездил в начале двухтысячных, кто-то ещё в Советском Союзе. Кстати, на сцене и Алексей Иванов. С гитарой в руках с 83-го года. Приезжает ветеранский отряд всего на три дня. Работа ждёт.
Программа ветеранского «Снежного десанта» не отличается от студенческого. По крайней мере, её основная часть. Случайно бойцы наткнулись на занесённый снегом памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Пара минут – и обелиск чист. Это тоже прямая обязанность десантников.
За плечами – полвека. Тысячи, если не десятки тысяч единомышленников. Взлёты, падения. Сейчас десантники уверены: важно не сделать акцию известной на весь мир, а сохранить традиции. Сделать так, чтобы ещё через полвека «Снежный десант» отметил своё столетие.