«Стоит под горою Алёша, в Болгарии русский солдат». Слова этой песни знали в каждой советской республике. А в 1974-м в союзном журнале «Огонёк» публикуется статья, где болгарин Методи Витанов разыскивает русского солдата-богатыря, с которым его свела жизнь во время освобождения Пловдива.
Когда в Пловдиве возводили монумент советскому солдату-освободителю, изображение Алексея Скурлатова каким-то образом попало к скульпторам. Считается, что, увидев ещё не законченный памятник, Методи Витанов поразился: а ведь как похож! И написал мелом на дощечке памятника «Альоша».
Название стало народным. Сам алтайский фронтовик, Алексей Скурлатов из Налобихи, при жизни вспоминал, что во время освобождения Болгарии советских солдат встречали как братьев.
Вечером встречаемся с болгарами, по стопочке выпьешь и плясать. Одного беру на плечо, второго, болгарина. Им понравилось. И когда построили памятник, назвали «Алёша».
Алексей Скурлатов, участник ВОВ, прототип памятника «Алёша» в г. Пловдиве (Болгария)
Если они пойдут на этот шаг, они должны понимать последствия: мы никогда им этого не простим. Надо руководствоваться любовью к своей стране, уважением к памяти наших солдат, дедов, прадедов, которые жизнь свою положили ради мира на планете.
Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы Российской Федерации