На 100 тысяч детей рождается всего один ребёнок с отсутствием радужной оболочки глаза.
Такая девочка живёт в Барнауле. Три года её семья добивалась, чтобы ребёнка признали инвалидом.
Выключить яркий фонарь на видеокамере – первое, о чем попросила мама Вари. У девочки светобоязнь: начинает нервничать, плакать, «бегают» глаза. Малышке с рождения поставили редкий диагноз – генетическое заболевание органов зрения аниридия. Вокруг зрачков практически нет радужной оболочки.
Вячеслав Кутмин, папа Вари:
– Издалека не узнаёт никого, сразу понятно, что далеко не видит. Она ориентируется в пространстве не так, как обычные люди. Она постоянно с руками впереди, она может в стену врезаться.
Таких, как Варя, меньше 200 на всю страну. В крае это единственный случай. При таком генетическом заболевании ухудшение зрения – самое безобидное. Высоки риски развития онкологии и задержки умственного развития. Это семья Кутминовых почти три года пыталась доказать комиссии по оформлению инвалидности.
Анна Кутмина, мама Вари:
– Мы и с хамством сталкивались, и с невниманием, когда нас осматривали первые разы. Касались только глазных проблем. Мы пытались объяснять, но тщетно, что это весь комплекс, раз генетическое заболевание. Оно может выстрелить в любой момент куда угодно.
Местное бюро медико-социальной экспертизы три раза отказывало в оформлении инвалидности с формулировкой «Нарушения функций организма расценены как этап незавершённой реабилитации». Как поняли родители, надо лечить и пройдёт. Но как, если аниридия – пожизненная болезнь. Инвалидом девочку признали только после того, как документы подали на переосвидетельствование в Москву.
Ирина Козлова, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Алтайском крае:
– Педиатры сейчас обращают внимание, что вообще патология детская стала более сложная. Дети сегодня имеют такие диагнозы, которые требуют более взвешенного подхода, сложной диагностики. Мне кажется, что всё-таки страдает сама система.
Доказывать инвалидность ребёнка барнаульской семье помогали специалисты Народного фронта. Они уверены, что всё затянулось, потому что в приказе Минтруда чётко не прописаны критерии, по которым следует определять инвалидность у людей с редкими генетическими заболеваниями. Сейчас они добиваются, чтобы приказ дополнили.
А Кутминовы скоро наконец-то получат первую пенсию по инвалидности. Для семьи, где работать может только папа, это серьёзная помощь. Только солнечные очки стоят порядка 5000 рублей. А без них Варе на улицу нельзя.