«Вести Алтай» выяснили, возникают ли в алтайских школах конфликты по поводу внешнего вида учеников.
На прошлой неделе в Красноярском крае четвероклассника хотели перевести на домашнее обучение из-за стрижки как у известного футболиста. Эту историю активно обсуждают в интернете. Происходит ли что-то подобное в Алтайском крае?
Сегодня с помощью мобильного приложения изменить внешность можно буквально за секунду. Поэкспериментировать, а потом отключить фильтры и снова превратиться в человека, который не выделяется из толпы. А можно ли ходить на уроки с яркими причёсками, макияжем, пирсингом, татуировками? И может ли школа регламентировать внешний вид ученика?
Третьеклассница Вика кроме обычной школы посещает ещё и художественную. Знает, как правильно сочетать цвета. В свою причёску добавила немного синих прядей – нравится ей и одноклассницам.
Виктория Тадышева, школьница:
– Просто хотелось как-то волосы покрасить. Сначала мы красили в фиолетовый, было неярко. Потом мы обесцветили и синим покрасили. Учительница ничего не сказала. Нормально.
В каком виде ученики должны приходить в школу – прописано в уставе учебного заведения. Этот документ, согласно федеральному законодательству, может регламентировать лишь требования к одежде. По отношению к другим элементам внешности – причёскам, аксессуарам, украшениям – рекомендации могут быть прописаны в общем виде.
Отстранить от уроков за экстравагантную стрижку – как это произошло в Красноярском крае, где конфликт ученика, его родителей и педагогов теперь разбирают в Следственном комитете – школа не вправе. Это нарушение конституционного права ребёнка на образование.
Елена Дронова, декан факультета управления развитием образования Алтайского института развития образования:
– Ограничивать право на образование ни в коем случае нельзя – отстранить от учёбы, не пустить на урок. Но важно понимать, что школа выполняет миссию воспитательную, реализует программы воспитательные. Здесь проводится разъяснительная работа и с родителями, и с обучающимися.
Максимум, что может предпринять школа, – провести беседу с учеником и его родителями. Но как определить, выходит ли внешность школьника за рамки требований? Ведь в штате учебных заведений нет специалистов по стилю.
В одной из частных школ Барнаула – Гуляевской гимназии – дети сами себе стилисты. Здесь считают: нельзя запрещать ребёнку быть красивым – в том понимании, в каком это видит он сам. А вот для учителей в гимназии – строгий дресс-код.
Елена Шелепова, директор Гуляевской гимназии:
– Для учителей это строгий деловой стиль, отсутствие яркой косметики, только необходимое. Учитель приходит учить, а не демонстрировать свои достоинства.
Мы провели опрос в инстаграме «Вести Алтай» и спросили подписчиков, какие правила есть в их школах относительно внешности.
Среди ответов слышали замечания из-за пирсинга, яркого макияжа. Мнения разделились 50 на 50: кто-то считает, что школа не место для самовыражения, другие против строгих рамок. Впрочем, серьёзных конфликтов из-за внешнего вида учеников в алтайских школах не было.