Каменский район снова оказался не готов к отопительному сезону. Муниципалитет топится буквально с колёс, а местное коммунальное предприятие накопило долгов на 300 млн рублей. И это, пожалуй, главная проблема, которую придётся срочно решать недавно избранному главе района. На этой неделе мы встретились с Иваном Панченко, который вот уже две недели в авральном режиме знакомится с непростым муниципальным хозяйством.
В администрации Каменского района посетителей не ждут. Двери на замке вот уже два месяца. Не сразу, но внутрь всё же попадаем. У кабинета новоиспечённого главы района – свежая табличка. За дверью – совещания.
Самой любезной в администрации оказывается местная уборщица, которой мы ничуть не мешаем делать её мокрое дело. В первые минуты обеденного перерыва властные коридоры стремительно пустеют.
В приёмной главы оказываются брошенными важные документы и наша съёмочная группа. В кабинет Ивана Панченко то и дело «ныряют» ходоки. Наконец приходит наш черёд лишить главу обеденного времени.
О себе Панченко рассказывает открыто: родился-учился в Камне. Поступал в школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой, но мечту о небе «зарубила» врачебно-лётная комиссия. Окончил алтайский политех. В 2008-м вернулся в родной город, открыл бизнес. В январе планирует жениться в третий раз. Об избрании на пост главы первой сообщил маме.
«Ой, да ты ж у меня совсем ещё маленький». Я ей говорю: «Мам, у меня детей больше, чем у тебя». Поэтому я давно, конечно же, не мальчик. Но понимаю, конечно, весь груз. Знал, куда шёл.
Когда-то давно я жил молодым здесь, промелькнула у меня мысль, что когда-нибудь я возглавлю этот город. То есть у меня была такая мысль давным-давно.
Собственно, Гордиенко фактически руководила Каменским районом два последних года. Затем случился её затяжной конфликт с местными депутатами, которые в конечном итоге отказались продлить её полномочия. Район парализовало многомесячное безвластие. И всё же Гордиенко считалась фаворитом предвыборной гонки, однако набрала только два голоса. Коллеги-депутаты поддержали «своего» – Панченко на момент избрания был зампредом районного собрания.
Я считаю, что грубейшей ошибкой было блокирование, так скажем, депутатов от деятельности администрации. Будучи депутатами, от нас администрация просто отстранилась. Были розданы устные распоряжения, которые гласили, что с депутатами не надо особо общаться, кто они такие. И комментарии раздавались, если почитать, что депутаты такие-сякие, это унижало честь и достоинство людей. И серьёзная проблема была в общении: мы не могли получить документы вовремя. Вот в прошлом году серьёзно встала проблема принятия бюджета. Потому что нам в последние дни дали проект бюджета, и мы не смогли его рассмотреть более подробно, изучить.
С 1 декабря я был поставлен в такие условия, что всё, на завтра у вас угля уже нет. Пришлось вести переговоры и с поставщиком угля, и с министерством. Буквально вчера приехал из Барнаула, где встречался с министром ЖКХ. Определённые контакты, точки соприкосновения расставлены. Нормально всё. Но, естественно, от нас хотят увидеть какую-то работу. Почему? Потому что за последние годы, не хочу оценок давать прошлому руководству, но ничего, чтобы уменьшить кредиторскую задолженность предприятия, не было сделано. Нам необходим резерв, которым мы могли бы дотопить город. На сегодня у нас договорённости с поставщиком, что он до пятницы уголь нам даёт, потом будем принимать дальнейшее решение.
Например, в Камне-на-Оби сделали набережную, хоть и не без огрехов. Но, по словам Ивана Панченко, сегодня нет даже муниципального предприятия, которое бы занималось благоустройством города. Можно, конечно, возложить обязанности по очистке и подметанию на другие МУПы, но они сами едва живы.
Куда более сложная задача для нового главы – как пополнить скудный бюджет. Панченко дал команду провести ревизию сельхозземель в районе: если свободные найдутся, их можно сдать в аренду. Недавно принимал потенциального инвестора, который искал площадку под будущий завод по производству подсолнечного масла. Поднимает Иван Панченко и проблему, о которой среди чиновников громко говорить не принято, – тема деликатная.
У нас люди по большому счёту убегают из Каменского района и оформляются где-то в других местах, в частности в Новосибирск убегают. Почему? Потому что работать проще, никто не ходит с лишними проверками, люди платят налоги, и они довольны. Почему мы так не можем работать? Я вот не знаю.
Кстати, во время интервью Иван Панченко в шутку рассказал, что в юности мечтал не просто встать у руля – хотел, чтобы его имя золотыми буквами было выбито где-нибудь в Камне-на-Оби. С золотом, пожалуй, будут проблемы. Портрет на Доске почёта – куда дешевле. Но и его нужно заслужить.