На Алтае родители всё чаще выбирают для своих детей семейное образование.
Уроки в интернете, отсутствие оценок и свободное расписание: на Алтае родители всё чаще выбирают для своих детей семейное образование. По заявлению законных представителей ученики могут не посещать школу, главное – пройти аттестацию, сдать экзамены.
Сторонники семейного обучения – хоумскулеры – утверждают: такая форма эффективнее традиционной школы. Но всегда ли это нужно ребёнку? И почему не бывает особенных детей, но есть особенные родители?
Герой нашего сюжета Тимур вот уже 6 лет не ходит в школу. Зато успешно занимается живописью, кораблестроением, плаванием и не только. Экзамены за 9-й класс планирует сдавать экстерном.
Тимур Руссак:
– Каждый урок занимает 45 минут. Определённая часть времени тратится на дисциплину. Пока один отвечает, все остальные сидят. Но это время можно намного быстрее проводить с тем же результатом. Намного быстрее, если проходишь сам, у себя дома с планшетом. Это всё сокращается. Больше времени на кружки остаётся.
Сестра Тимура девятилетняя Пелагея вовсе не ходила в школу ни дня. Своё решение перевести детей на семейное обучение Елена объясняет так: современное школьное образование неэффективно. Над домашними заданиями вместе с детьми часами корпят их родители. Объём того, что пытаются вложить в голову ученикам, просто огромен. Дети Елены школьные предметы теперь осваивают играючи.
Елена Степанова:
– Дети, играя в настольные игры, осваивают дроби, умножения, читай-хватай и т. д. Они учатся в машине, слушая, допустим, классику по литературе. У нас есть на дисках, и когда мы ездим в путешествия, они это слушают. И вся литература уже по ходу, нет необходимости сидеть и книжку читать.
Семейное образование в России резко набирает популярность. В Красноярском крае за два года число хоумскулеров (детей, обучающихся дома. – Прим. ред.) выросло в четыре раза. В Омской области родители даже получали компенсации за обучение своих детей на дому. Правда, в 2018 году их отменили. В Алтайском крае точных цифр нет.
Наталья Полосина, начальник отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования и науки Алтайского края:
– А вы знаете, это популярно. Некую популярность приобретает. Но сразу хочу предупредить родителей, задайте себе вопрос: зачем? Зачем вам это нужно? С одной стороны, ребёнок не только получает знания, он получает ещё и опыт социализации.
Перевести ребёнка за семейное образование – право родителей. Отказать в этом им не могут. Достаточно обратиться с заявлением в органы образования. Но с этого момента уже мамы и папы будут нести всю ответственность за получение знаний своими детьми. Самостоятельно учить ребёнка, нанимать ли репетиторов – формы не ограничены. Одно важное условие: нужно подтвердить, что при семейном образовании ребёнок освоил школьные предметы.
Наталья Полосина, начальник отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования и науки Алтайского края:
– Кроме того, прежде чем пройти итоговую аттестацию, допустим, за 9-й или 11-й класс, ребёнку нужно подтвердить свои знания. То есть школа, прежде чем выдать ему аттестат об основном образовании или среднем образовании, должна выставить тот перечень оценок, которые предполагается по предметам в соответствии с федеральными стандартами.
Тимур, чтобы подтвердить свои знания, приходит в школу писать годовые контрольные. Но процесс, по мнению мамы, оказался не из лёгких.
Елена Степанова:
– Мы проходили аттестацию очно в школе, это был процесс сложный. То учителя болеют, то учителя заняты. Поймать учителя на консультацию, понять, что он вообще хочет, по какому учебнику заниматься… Нам говорят, экзамен будет устно, оказывается – письменно, начинают смотреть листок, что он написал.
Ольга Козодой с сыном решили проблему иначе: перейдя на семейное обучение, прикрепились к дистанционной питерской школе. Мальчик просматривает видеоуроки, когда пожелает. Четыре раза за условную четверть выполняет онлайн-тесты. Отличник. Такое дистанционное обучение стоит 11 тысяч за полугодие. Так же можно пройти и аттестацию, но за это, как значится на сайте школы, нужно заплатить отдельно, и тогда в школе обычной можно не появляться вообще.
Максим Жулин:
– Там они долго длятся, примерно 3 часа. И вопросов всего 20 на полугодовой тест. За это время можно открывать другие вкладки, за тобой вообще никто не смотрит. Ты нажимаешь кнопку «Завершить тест», и тебе система сразу выдаёт, прошёл ты тест на 100% или, например, на 75%.
Ольга Козодой:
– Огромный плюс – нет стресса. Нет стресса, что он что-то не выучил и завтра ему поставят два. Он ходит в спортзал. Я просто вспоминаю, когда мы учились в 5-v классе и ещё во вторую смену, пока ты с утра выспишься – уже бежишь в школу, на всё это времени физически нет. Сейчас он может позволить себе углублённо изучать то, что ему действительно интересно: математика, английский, программирование, русский в обязательном порядке. И не тратить время на те предметы, которые ему в принципе не даются. Самый большой минус, что друзья все остались в школе.
Есть дети, которым семейное образование просто показано: например, не сложились отношения в школе. Или по причине слабого здоровья ребёнок просто не может осилить школьные предметы со всеми. Но порой на семейное образование детей забирают по иным причинам.
Анна Паутова, педагог, психолог, председатель совета родительской общественности Алтайского края:
– У нас достаточно активное в крае сообщество хоумскулеров. И они находятся в полной уверенности, что у них какие-то особые дети. Я на это всё смотрю, и мои 21 год работы с детьми как педагога, психолога говорят о том, что дети все совершенно одинаковы, и каждый из них особенный. Но они одинаково особенные у всех. Я говорю: «Понимаете, это не дети особенные, это родители особенные». Или есть нормальный здоровый ребёнок, которому прекрасно учиться в массовой школе и у которого всё хорошо. Но у него есть гиперчувствительная мама, папа, бабушка.
По словам Анны Паутовой, ответ на главный вопрос «Эффективно ли семейное образование?» специалисты, если они честные, сейчас дать не могут. Понять, уступает ли привычная школа хоумскулерам, можно будет тогда, когда эти дети в большинстве своём выйдут во взрослую жизнь.
Но об одном уже следует задуматься: если родители массово забирают детей на семейное обучение, может быть, что-то неладно в российской школе?