Например, с 1 июля в Алтайском крае хотят ввести налог на профессиональных доход. Его ещё называют налогом для самозанятых.
Как считают в краевом Законодательном собрании, это позволит тем, кто работает на себя – кондитерам, ремонтникам, репетиторам, и не только им, работать легально, отчисляя в бюджет 4% от дохода.
Этот вопрос, как и целый ряд других, рассматривали в четверг, на апрельской сессии АКЗС. Впервые она проводилась в формате видеоконференции из-за действующих в крае ограничительных мер по коронавирусу.
«Первая коронавирусная» – под таким названием теперь войдёт в историю апрельская сессия АКЗС. Один из её символов – «весёлый санитайзер», который в прямом смысле следил за чистотой и гигиеной рук. Дабы уменьшить число контактов между собой, депутаты буквально включались в работу посредством видеосвязи. Кто-то – из парламентского центра, кто-то – из кабинетов Правительства. Часть народных избранников остались в своих округах в районах. Так что сама обстановка подсказала, с чего стоит начать историческое заседание.
Я предлагаю всем вместе, стоя, поприветствовать аплодисментами наших врачей.
Далее уже самих депутатов удалённо поприветствовал губернатор.
Я ещё раз вас хотел поблагодарить за то, что продолжаете оставаться, с одной стороны, на связи, с другой – работу только усиливаете. И общественно-политическую работу, в том числе поддержку медиков, их семей. И свою прямую работу – законотворческую, и даже парламентский контроль удаётся продолжать.
Виктор Томенко, губернатор Алтайского края
Пару слов следует сказать о процедуре голосования: в техническом плане именно она была самой сложной. За группами депутатов был закреплён свой сотрудник аппарата АКЗС – одни считали голоса по поднятым рукам, другие «чатились» с парламентариями в мессенджерах. Итоговые данные «подбивала» счётная комиссия. Кстати, не всех депутатов устроил непривычный порядок: вечно «плывущий против течения» эсер Василий Железовский принципиально отказывался голосовать. Но ни это, ни мелкие технические недочёты на принятие законов не повлияли. Многие из них, кстати, так или иначе были связаны с коронавирусом. Так, эпидемия внесла свои корректировки в закон о курортном сборе. Здравницам Белокурихи до 10 января разрешили не перечислять в бюджет уплаченные туристами деньги, включая те, что были собраны ещё в марте. Вместо этого средства предлагается направить на текущие нужды курорта, например на зарплаты сотрудникам.
Та сумма, которая за март образовалась, чуть больше 4 миллионов рублей. А те суммы, которые будут, – посмотрим, какова будет наполняемость санаториев. С первого июня они заработают, или с первого июля, или чуть попозже, там будет видно.
Владимир Устинов, председатель комитета АКЗС по бюджету и налогам
Некоторые депутаты предложили более радикальное решение относительно курортного сбора.
Пандемия рано или поздно закончится, а люди всё равно поедут отдыхать. Но денег у них станет меньше. И наш регион сейчас должен продемонстрировать свою добрую волю, отменив курортный сбор.
Александр Молотов, заместитель председателя комитета АКЗС по бюджету и налогам, руководитель фракции «Справедливая Россия»
Идея, конечно, поддержки не встретила. Но в чём избранники договорились – так это в том, чтобы покинутую туристами Белокуриху власти не бросали и впредь.
На сегодня мне докладывают: 30-е число, отчётный период, директор «Белокурихи» отчётные даты срезал – 48 процентов финансовый план по платежам. Это говорит о том, что тяжелейшая ситуация, мы ожидаем глубокие последствия. Я думаю, что мы придём к тому, что будем летом оказывать более тщательную поддержку нашему федеральному курорту.
Сергей Приб, заместитель председателя комитета АКЗС по бюджету и налогам, руководитель фракции «Единая Россия»
Из-за того что коронавирусная инфекция поразила экономику в целом, депутаты решили пересмотреть и бюджетный процесс. Сроки рассмотрения финансового документа при необходимости разрешили сдвинуть, а средства казны – перераспределить.
Бюджетный кодекс сегодня позволяет, допустим, приостановить расходы капитального характера, но при этом исполнять расходы социального характера: социальные обязательства, заработную плату. Направлять расходы на борьбу с эпидемией, на поддержку реального сектора экономики.
Александр Романенко, председатель АКЗС
Ещё одно «экономическое» решение апрельской сессии должно, по мысли разработчиков, помочь «выйти из сумрака» сотням самозанятых.
Депутаты одобрили новый налоговый режим для таких граждан – налоговую ставку в 4% от дохода. Речь, к примеру, о кондитерах, мастерах маникюра, сборщиках дикоросов – словом, всех, кто не имеет наёмных рабочих и зарабатывает не больше 2,5 млн в год.
Им предлагается через этот инструмент войти в легальный наблюдаемый сектор. И получить доступ к инфраструктуре поддержки бизнеса, получить возможность социальных гарантий. То есть начинать накапливать свою пенсию.
Александр Евстигнеев, начальник Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
Однако некоторые парламентарии увидели в этом инструмент давления на бизнес.
Партия КПРФ абсолютно убеждена, что сегодня надо пополнять бюджет исключительно за счёт прогрессивной шкалы налогообложения – за счёт тех, кто имеет сверхдоходы. А не за счёт того, чтобы увеличивать категорию налогоплательщиков из числа тех, кто сегодня зарабатывает себе на хлеб собственным трудом.
Мария Прусакова, член комитета АКЗС по бюджету и налогам, руководитель фракции КПРФ
Но разработчики закона пояснили: входить в новый режим налогообложения никого понуждать не будут. При 12 воздержавшихся самый спорный законопроект апрельской сессии всё же приняли.
Принятие данного закона позволит в законной плоскости увидеть достаточное количество предпринимателей в регионе. И в сегодняшние не самые простые времена это какая-никакая копейка в бюджет региона.
Юрий Матвейко, заместитель председателя комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству
Когда закончатся «непростые времена», не берётся судить никто: по словам спикера парламента, не исключено, что и следующую сессию придётся провести в формате видеоконференции. По крайней мере, эта показала, что и в медицинских масках можно играть свои политические роли.