С чего началась дружба наших народов, как обживались заграничные гости в Сибири и как менялась их жизнь после двух мировых войн? Узнать ответы на все эти вопросы могут жители и гости Славгорода. В местном музее открылась выставка «Немцы в российской истории».
Из европейской части страны, побывав в десятке городов, включая обе столицы, эта выставка добралась и до Алтая. В какой-то мере она повторила путь немцев-переселенцев, которые приехали в Славгород в Столыпинскую реформу. Но, как утверждают документы экспозиции, дружба двух народов началась ещё в XVIII веке с манифеста Екатерины II, кстати, кровной немки. Это документ, который разрешал иностранцам селиться в любых губерниях России. После чего и появились первые немецкие колонии. Где они были и как выглядели, посетители выставки могут узнать в формате онлайн.
На каждом стенде здесь имеется QR-код, по которому современная молодёжь и все желающие могут перейти по ссылочке и зайти в раздел спецпроекты виртуального музея истории культуры российских немцев. И там уже посмотреть непосредственно эту выставку в онлайн-режиме.
Галина Кавун, директор Славгородского краеведческого музея
Этот проект появился ещё в 2012 году. Международный союз немецкой культуры собрал копии документов из музеев России и Германии, которые рассказывают о таком феномене, как «российские немцы». И то, как с годами они становились русскими... Свой вклад внесли и музеи нашего Алтайского края.
Изучались музейные комнаты российских немцев, которые есть на территории края. Достаточно большое внимание уделено музею села Ананьевка, музейной комнаты села Ананьевка, в которой уникальная и самобытная культура немцев-меннонитов.
Ирина Фоменко, проект-менеджер Международного союза немецкой культуры
Эти дожившие до нас артефакты хранят в музее села Ананьевка. И это – летопись жизни немцев-крестьян. А вот Барнаул до сих пор хранит историю немцев-промышленников.
Канцелярия Колывано-Воскресенского горного завода. По сути – главное административное здание на Алтае в XVIII и первой половине XIX века. А первый начальник Колывано-Воскресенских заводов – Андреас Беэр. И после него на эту должность немцев назначали ещё 10 раз.
Николай Потешкин, корреспондент
Кроме горных инженеров, немцы ещё и в числе первых медиков на Алтае. В Барнауле была своя лютеранская церковь и лютеранское кладбище. К нему вела улица, которая до 1915 года называлась Немецкой.
Но началась Первая мировая война, и в сентябре 1914 года жители улицы обратились в городскую думу с просьбой переименовать улицу Немецкую, потому что они не хотят жить на улице, названной в честь страны-агрессора, которая напала на Россию и на другие страны.
Автор цитаты Данил Дегтярёв, кандидат исторических наук, краевед
Из солидарности с другой страной-жертвой улицу назвали Бельгийской. Ненадолго. После революции его переименовали ещё раз.
Но к самим немцам тогда, кажется, враждебным отношение не было. Вот на кадрах, снятых в барнаульском концлагере для военнопленных, немецкий солдат улыбается. Им разрешали ходить по городу без конвоя и свободно наниматься на работу.
Известно, что пленные участвовали в строительстве городской думы, сейчас это здание музея «Город». Но во Вторую мировую войну отношение к немцам было уже совсем другим. И это уже другая волна, теперь недобровольного переселения на Алтай.
Эти страницы истории рассмотреть ближе совсем скоро смогут и барнаульцы. 16 августа выставка приедет в краевой музей.