На главных стартах четырёхлетия на Алтае некоторые почти наверняка болели бы не только за сборную России, но ещё и за Беларусь. Честь этой страны защищают сразу две воспитанницы алтайской художественной гимнастики. Почему юные грации, а с ними ещё хоккеисты и футболисты часто меняют прописку, а иногда и гражданство и навсегда покидают домашний регион?
«Беларус» – гордость Минского тракторного завода. Наверное, на Алтае нет уголка, где бы эта машина не оставила свой след. О силе и мощи этого гиганта знает каждый. Как и о красоте и грациозности алтайских девчонок. Братской республике Алтайский край неожиданно ответил взаимностью, подарив сразу двух представительниц художественной гимнастики. Теперь у них там есть чемпионки, а у нас – тракторы.
Алексей Любар, корреспондент
Анастасию Салос тренеры заметили на Кубке Ирины Чащиной в Барнауле. Тогда, в 2014 году, она выиграла главный приз.
Я чувствовала счастье, радость победы. Я не хочу останавливаться на достигнутом. Буду работать дальше, чтобы достичь ещё больших успехов.
Анастасия Салос, гимнастка
Турнир у нас больше не проводят, а гимнастка с Алтая в 11 лет уехала на сборы в Беларусь и осталась. Мама Насти тогда работала в библиотеке, отец – на заводе, за шанс нужно было цепляться.
В итоге она получила гражданство, а в прошлом году выиграла для белорусов серебро чемпионата Европы и бронзу чемпионата мира.
В Барнауле я была просто девочкой-гимнасткой, которой нравилось заниматься. Мой тренер хотела, чтобы я дальше продвигалась в спорте. Мне было всего лишь 11 лет, я особо не осознавала, что вообще происходит, почему я переезжаю в другую страну.
Анастасия Салос, гимнастка
С Настей мы начинали в обычной школе, при маленьком потолке, мы там тренировались 10 лет. Она вышла, можно сказать, шесть лет тренируясь на татами. Мы тренировались у «греков» на мягком полу, что для гимнасток немыслимо. И мы тренировались по часам. Забежали – выскочили, у нас даже зала не было.
Лариса Сусдорф, тренер по художественной гимнастике
Делить зал с «греками» (борцами греко-римского стиля) Насте Салос больше не приходится. Может быть, в том числе и поэтому талантливая девочка превратилась в гимнастку топ-уровня. Но не в Барнауле, а в Минске. Кстати, подопечная Ларисы Сусдорф не первая в списке тех, кто сменил гражданство. В 2016 году на Олимпиаде в Рио в групповых упражнениях в составе белорусской команды выступала ещё одна уроженка Барнаула – Арина Цицилина.
Первой была Арина Цицилина, потом Настя Салос, потом мы уехали в Москву. Мы зарождаем это дело – уезжать из Барнаула в какой-то перспективный город или страну.
Елизавета Варивода, мастер спорта по художественной гимнастике
Близняшки Варивода, Лера и Лиза, два года назад тоже оставили родные края. С 15 лет сами живут и тренируются в Москве. Теперь на виду у ведущих тренеров страны.
В Москве гораздо больше тренируемся, там всё больше направлено на стабильность. Чтобы выполнять много раз и каждый раз получалось. Прогоны – нужно 10 из 10, делаешь 10 из 10. Если не получается, значит, будешь делать, пока не получится.
Валерия Варивода, мастер спорта по художественной гимнастике
Тот, кто однажды решился уехать, как правило, не возвращается. Но есть и обратные примеры. Алина Перфильева в прошлом году тренировалась в Канаде. Тогда гимнастка не скрывала: будет возможность выступать за сборную кленовых листьев – воспользуется.
Не получилось с Канадой немного. Поэтому вернулась сюда. И уже дальше переехала тренироваться в Омск. В Центр олимпийской подготовки. Я на чемпионате СФО стала первой, что для меня было прямо вау. До этого за всё время я не попадала в десятку. И ни разу не ездила на чемпионат и первенство России.
Алина Перфильева, мастер спорта по художественной гимнастике
Очень сложно вырастить гимнастку такого уровня в наших неприспособленных для этого помещениях. Должны быть сборы. Сборы должны тоже финансироваться. А у нас же как: ты доходишь до 12 лет, когда попадаешь в 1-й разряд или кандидаты, тебя начинают финансировать, а до этого возраста, будь любезен, за свой счёт.
Лариса Сусдорф, тренер по художественной гимнастике
Чтобы выучить язык, у тебя есть 60 дней, время пошло. Примерно так встретили барнаульского футболиста Александра Жирова в Германии. Вот уже два сезона защитник играет во второй Бундеслиге за клуб «Зандхаузен».
Саня рассказывал, что в плане тренировок там каждый день идёт рубилово. Там нет такого, что вышли в двухстороночку поиграли. Нет. Я очень хочу, чтобы Саня перешёл в первую Бундеслигу. И чтобы он сюда не возвращался вообще, чтобы он в этой главной Бундеслиге играл.
Александр Яркин, экс-нападающий ФК «Динамо» (Барнаул)
Андрей Свечников, воспитанник барнаульского хоккея, сегодня восходящая звезда НХЛ. Со старшим братом когда-то росли на Потоке в самой обычной семье, тренировались во Дворце спорта. Теперь один играет за «Детройт», другой – за «Каролину».
У Свечниковых была ситуация совсем другая. У них не было ни работы, ничего. Ребята способные, предложили хорошие условия, предложили помощь в трудоустройстве. Это нормально, что люди едут, например, из Белокурихи в Барнаул, из Барнаула в Омск, из Омска в Москву. Но мы определиться должны на своём уровне, какого масштаба у нас своё знамя.
Владимир Николаев, тренер по хоккею
Владимир Николаев – первый тренер братьев Свечниковых, сегодня он по-прежнему тренирует детей, правда, в Китае.
Они уезжают из Барнаула в другие города и страны не потому, что здесь надоело, а потому, что там в них больше заинтересованы и предлагают условия для полноценного роста.