В 62 организациях края сотрудники Роспотребнадзора выявили серьёзные нарушения санитарно-эпидемиологического режима.
Проверять должны и торговые точки, которые сегодня могут продавать лишь товары первой необходимости. На деле же, пока одни предприниматели честно соблюдают режим самоизоляции, другие беспрепятственно продолжают торговлю и не испытывают недостатка в покупателях. Проехав по торговым центрам края, мы убедились: таких «находчивых» продавцов никто не штрафует и не закрывает торговые точки.
Вот уже почти месяц новоалтайские предприниматели не могут попасть на свои рабочие места. Когда в регионе ввели ограничительные меры из-за коронавируса, владелец торгового центра закрыл отделы, позволив работать лишь тем, кому это позволено указом губернатора. Даже забрать товар – обувь, одежду – предприниматели не могут.
– Здесь у нас общий вход черед продуктовый магазин. Здесь также всё закрыто.
– Вы вообще попасть не можете?
– Нет. Свет тоже выключен, там никто не работает в данный момент.
Каждый день простоя бьёт по карману предпринимателя: жить на что-то нужно, налоги никто не отменял, банки дают смешную отсрочку по кредитам – 25 дней. Но возмущает другое: в том же Новоалтайске как ни в чём не бывало продолжают работать крупные сетевые магазины, где торгуют дешёвым ширпотребом.
6 апреля мы попробовали открыться, нам дали поработать полтора часа, потом поступил звонок из администрации, и нас прикрыли. С этого момента мы сидим дома. Хотя другие ТЦ у нас работают. Именно киргизы, которые приехали к нам, спокойно работают. Им можно, а нам нельзя.
Любовь Вайсбек, индивидуальный предприниматель.
Половина Новоалтайска работает, в том и дело. В чём самоизоляция, я не понимаю, в продуктовых магазинах очереди. По 20 человек в одной очереди! Мы, когда работаем, у меня отдел 20 «квадратов», но если один заходит, то у нас не то что 1,5, у нас и 5 метров. То есть мы так же можем сделать, чтобы у нас руки обрабатывали. У нас нет такой загруженности и потока людей, сколько в продуктовых магазинах.
Ирина Юрьевцева, предприниматель
Вот один из таких отделов. Покупателей полно. Расчёт по безналу. Спрашиваем администратора: почему работают вопреки указу? Ответ заготовлен: торгуют детскими вещами, а это разрешено.
– То есть покупатели, которых мы видели, они все покупают детские вещи?
– Мы их не пустим. Вы видели, они заходят, мы сразу их выгоняем.
Список непродовольственных товаров первой необходимости утверждён Правительством страны. В нём действительно есть товары для детей. А в магазине есть комплекты для новорождённых, вот только покупателей они не интересуют. Для подстраховки несколько рулонов туалетной бумаги и мыло – тоже товары первой необходимости. Всегда можно предъявить проверяющим. С нашим уходом администратор сразу достал телефон. На выходе не мы, а нас уже «снимают» – через 15 минут о приезде телевидения будут знать в другом торговом центре, где отдел спешно закроют.
Законной лазейкой, когда можно поставить на прилавок дезинфицирующие средства, а торговать при этом джинсами и кроссовками, пытались воспользоваться и мелкие новоалтайские предприниматели. У них не вышло.
Этот код ОКВЭД открывается в течение пяти дней, но у меня товар весь – маски, чем обрабатывать, должны завезены быть на 1 марта. То есть, если у меня счёт-фактура будет позже 1 марта, я не имею права этим работать.
Любовь Вайсбек, индивидуальный предприниматель
А в этом огромном отделе к нашему приезду даже не пытались сымитировать закрытие. Десятки покупателей хватают одну кофточку и роются в ящиках с нижним бельём. И тут уж мы звоним в полицию – в конце концов, как сказал Роспотребнадзор, они тоже проверяют точки на соблюдение ограничительных мер.
– На первом этаже все отделы закрыты, на втором этаже отдел. Народу битком, торгуют вещами, одеждой, обувью.
– Но у нас же указ есть.
– Да-да, конечно…
Полицейские приехали, не ожидая, правда, увидеть камеру. Проходят по отделу и… идут к выходу. Тогда уж мы начали выяснять, почему здесь идёт торговля. Начинается срочная инвентаризация.
Поскольку мы жутко надоедливые и «делать же нам нечего», как считают многие, то всё-таки наши показания записали. Покупателей не смущает ни камера, ни люди в форме. Наоборот, гнев народный за спиной – мол, мешаем отовариваться.
А это, к слову, первый этаж того же торгового центра – и мелкие отделы здесь закрыты. Вместе с товаром. Платить по 50 тысяч рублей штрафа, если нагрянет Роспотребнадзор, честные предприниматели не готовы.
Похожую картину сегодня можно увидеть, в принципе, в любом торговом центре. О какой самоизоляции речь?
Открылись все эконом-магазины, все мы их знаем, их в нашем городе очень много. Они открылись якобы потому, что у них есть товары первой необходимости. На каком основании они у них появились после того, как вышло распоряжение, что кто после 20 марта их к себе в ассортимент ввёл, они не должны быть. Роспотребнадзор должен проверять.
Лариса, индивидуальный предприниматель
Самой большой ошибкой было закрытие салонов красоты и парикмахерских. Потому что все парикмахеры стали работать по домам, в антисанитарных условиях. То есть развивается теневой бизнес, никакие налоги они не платят с этого.
Ирина Александровна Капасова, руководитель салона красоты
Если позволено такое скопище в магазинах «Эврика», «Лидер», «Успех», почему маленьким магазинам, где в час, даже в два часа заходит по одному человеку, где соблюдают расстояния и СанПиНы, не разрешают работать? Я предлагаю, как предприниматель, сделать всем условия одинаковые. Либо не работает никто.
Наталья Старкова, индивидуальный предприниматель
Но на данный момент пачка стирального порошка и туалетная бумага позволяют заодно продавать электроинструмент. И даже самовары. А покупателям, заглянувшим в отдел сантехники, любезно предложат «нырнуть» под заградительную ленту. С одной стороны, покупателям нужно решать насущные проблемы, а торговле – выживать. С другой – у нас всё же режим самоизоляции, при котором вроде бы как все равны. Но некоторые равнее.