Уже в четырёх медицинских организациях региона отмечены случаи заражения коронавирусом персонала.
В общей сложности это 13 человек. Отчасти по этой причине в Алтайском крае сейчас приостановлены плановые операции и госпитализации. Да, это неудобно для самих пациентов. Но в экстренной помощи никому не отказывают, заявляют в краевом Минздраве.
В медицинской карте Светланы должна была появиться запись о проведённой операции, но в итоге все карты спутал коронавирус. Женщина готовилась к удалению кисты в яичнике. Она собиралась лечь под нож, но получила СМС-сообщение от лечащего врача: «придётся подождать».
– То ли бы мне 6-го числа провели операцию – лапароскопию, после которой восстановление минимальное. То ли, если она лопнет, вся эта жидкость пойдёт, естественно, в полость, и там уже последствия. И спасут ли меня? Может быть другой исход. Моя киста, конкретно моя, может очень легко перерасти в раковое образование, мне страшно.
Светлана Сиверина
Беспокоит Светлану и то, что анализы, которые были назначены перед хирургическим вмешательством, станут недействительными. Придётся сдавать всё заново, а это время и деньги.
Но в Минздраве призывают набраться терпения. Объясняют: делать больницы возможным очагом инфекции было бы крайне нежелательно. То, к чему это может привести, на своём горьком опыте узнали врачи из Башкортостана. В стационаре местной республиканской больницы оказалась женщина с COVID-19, а когда об этом узнали, инфицированными уже было более ста пациентов и медработников. В итоге крупнейшую уфимскую больницу пришлось закрыть на карантин. Теперь здесь не принимают никого.
Плановые госпитализации и операции в крае сейчас приостановлены, но если есть прямая угроза жизни – врачи обязаны вмешаться. Правда, подчёркивают в Минздраве, всё решается индивидуально. Например, та же желчекаменная болезнь – один из самых распространённых диагнозов – может привести больного на операционный стол только в случае сильнейшего обострения, когда лекарства уже бессильны. Даже при проблемах с главным органом, сердцем, некоторые плановые операции могут быть отложены.
Например, аортокоронарное шунтирование. Но и здесь есть оговорка: если состояние пациента стабильно. Если же встанет вопрос жизни и смерти, в кардиоцентре готовы принять человека даже с симптомами ОРВИ, без помещения его на карантин. Для этого в диспансере развернули специальные закрытые боксы.
- Патология - инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, особенно инфаркт миокарда – он может быть осложнён отёком лёгких, кардиогенным шоком – это абсолютно угрожающая жизни ситуация. Коронавирус ещё может не подтвердиться, его может не быть, а пациент может погибнуть.
Елена Никулина, заместитель главного врача Краевого кардиологического диспансера
Кстати, не имеют права, говорят в Минздраве, отказать и в такой «деликатной» процедуре, как аборт. И, конечно, на «попозже» не стали сдвигать и плановые операции онкобольным. Но и здесь свои «но».
– Это рак лёгкого, это объёмные процессы с четвёртой стадией заболевания. Для такого больного попадание коронавируса в организм является практически фатальным. Потому что дыхательных резервов никаких. Развитие пневмонии в оставшихся частях лёгкого приведёт неминуемо к смерти пациента. Именно поэтому этот поток остановлен.
Игорь Вихлянов, главный врач Краевого онкологического диспансера, главный внештатный онколог Алтайского края
Если пациент всё-таки считает, что время работает против него, а сдвигать сроки операции ни в коем случае нельзя – надо обращаться на горячую линию Минздрава. Или в страховую компанию, где человек оформлял свой полис.
– У нас терапевты есть, есть онколог, есть невролог – разного профиля специалисты. Их задача – понять проблематику. Конечно, если человек по телефону описывает, что это состояние острое – то мы, конечно, будем оперативно реагировать, договариваться с больницей.
Евгений Осипов, директор страховой компании
Очевидно, что больницам придётся работать в напряжённом режиме, даже когда эпидемия коронавируса пойдёт на спад. Не захлебнутся ли там от потока пациентов после отмены ограничений?
– Будем это регламентировать, будем смотреть на возможность работы учреждений в несколько смен, в том числе и операционных. Всё будет зависеть от необходимости выполнения и приоритетности, даже внутри плановых операций. Есть приоритетность – кому в первую очередь, а кому эта помощь может быть отложена.
Дмитрий Попов, министр здравоохранения Алтайского края
Пока же на повестке – борьба с коронавирусом. Как говорят эпидемиологи, край находится лишь у подножия пика заболеваемости. Главное, чтобы вирус потом не оставил нам букет других, не менее опасных недугов.