После того как начали действовать новые правила обращения с ТКО, обострились проблемы со складированием отходов и тарифами на вывоз.
1 января вступили в силу поправки к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления». Теперь вывоз мусора – это не жилищная, а коммунальная услуга.
Оказывать её должен уполномоченный региональный оператор или субподрядные организации. Кроме того, складировать мусор можно только в разрешённых местах. По мнению законодателей, это должно упорядочить процесс переработки и захоронения мусора, а также решить проблему несанкционированных свалок.
Например, на улице Кооперативной в Заринске свалка из мусорных пакетов пережила уже не один снегопад.
В это время на городском полигоне относительно тихо. По новому закону с 1 января сюда должны привозить мусор уже не только из Заринска и окрестностей, но и ещё из четырёх районов. Заринская зона – одна из семи зон, на которые поделили Алтайский край. У местных депутатов, которые предлагают отсрочить «мусорную реформу», масса вопросов и по принципу деления на зоны, и по установленным тарифам.
Александр Лаговский, председатель Заринского городского собрания депутатов:
– Три листа населённых пунктов. Синим обозначено, где начали возить. Для регоператора установлен средний тариф, но если от Заринска ехать до полигона 5 километров, то от села Аламбай – 146 километров. Получается, что жителей Заринска наказали за что-то?
В краевом Минприроды поясняют: делили по принципу «минимальное транспортное плечо». Таковым приняли 200 километров. И это один из самых демократичных вариантов, уверяют в ведомстве. Есть регионы, где зон вообще нет, и расстояние от самого отдалённого населенного пункта до полигона – 600 километров.
Так что в Алтайском крае тарифы на вывоз мусора выросли относительно немного. Ценник колеблется от 40 до 111 рублей за кубометр с человека. В Барнауле, к примеру, подорожание по сравнению с прошлым годом составило всего несколько процентов. Горожане заметили это в квитанциях за декабрь.
Эльмира Минбаева, корреспондент:
– В Барнауле «мусорная реформа» работает уже с середины декабря. Проблем особых не было, говорят власти. Разве что с предпринимателями, которые раньше свои отходы складывали в мусорные контейнеры жилых домов и по факту не платили за вывоз. Теперь по новому закону они обязаны составлять отдельный договор с регоператором. А ещё в городе участились случаи возгораний мусора. В среднем в сутки чуть ли не половина пожаров происходит именно на контейнерных площадках. Впрочем, связано ли это с реформой?
Барнаулькая зона, кстати, самая большая. Помимо краевой столицы, в неё входят Новоалтайск, ЗАТО Сибирский и семь районов. Местный регоператор уже наладил вывоз коммунальных отходов для 80 процентов населения. Такие показатели, конечно, не во всех зонах. В целом «мусорной реформой» сегодня охвачено порядка 60 процентов региона.
Андрей Голубцов, начальник управления по ЖКХ Министерства строительства, транспорта и ЖКХ Алтайского края:
– Невозможно, чтобы по мановению волшебной палочки получилось, что одновременно во всех населённых пунктах ни с того ни с сего начал работать регоператор. Это определённые вложения, определённое время, настройка и логистика деятельности всех маршрутов мусоровозов и всё остальное. Мы планируем, что всё это закончится в течение года. Но основные районные центры и крупные населённые пункты должны перейти на эту схему уже в первом квартале.
Но тут встаёт новый вопрос, говорят сторонники отсрочки реформы. Хватит ли места под весь мусор? Никаких предприятий по переработке вторсырья в регионе нет. А для складирования, по новому законодательству, разрешено использовать только полигоны, одобренные Министерством природы и внесённые в государственный реестр. На территории Алтайского края таких 15. И распределены они неравномерно. В Заринской зоне, к примеру, всего один.
Алексей Лесюков, индивидуальный предприниматель:
– Вот это последняя карта, которая могла быть здесь размещена, потому что площадь полигона уже исчерпана. Карта рассчитывалась на 42 тысячи тонн коммунальных отходов. То есть при прошлой ситуации, если бы мы возили отходы с территории города Заринска и предприятий Заринска, карта была рассчитана на 5–6 лет, в зависимости от уровня уплотнения отходов. На сегодняшний день по техсхеме в Заринской зоне полигона хватит на 1 год и 4 месяца.
Проблему нехватки места для размещения отходов признают в краевом Минприроды. Буквально на днях там подготовили обращение в Росприроднадзор для согласования дополнительных площадок. Есть как минимум 200 вариантов – это свалки, которые давно существуют, но по разным причинам не вошли в госреестр. Сейчас задача – привести их в соответствие с санитарными нормами и использовать, правда, временно, пока не будет полностью отлажена мусорная инфраструктура. В частности, мусороперерабатывающие предприятия.
Владимир Попрядухин, министр природных ресурсов и экологии Алтайского края:
– Основной, конечно же, упор должен быть направлен сегодня на вторичную переработку этих отходов. Но мы знаем, что это процесс не одного дня, нужно ещё очень серьёзно заниматься развитием инфраструктуры переработки вторичного сырья. Для этого потребуется продолжительный период времени.
Мы на сегодняшний день получили предложения. В Барнаульской зоне от «ЭКО-Комплекса» уже поступили предложения о формировании двух площадок по созданию мест по переработке поступающих отходов. Эти моменты рассматриваются. Такие же предложения имеем по Бийской зоне по поводу строительства нового полигона.
«Мусорная реформа», а по сути поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», ещё до вступления в силу претерпела изменения. Последние «поправки к поправкам» Госдума внесла в конце декабря. Для регионов законодатели предусмотрели не отсрочку, но так называемый «плавный» переход - до 2023 года. Так что мусорная отрасль Алтайского края будет эволюционировать ещё лет пять.