С 8,5% в июле до 15% в октябре – вот так Центробанк поднял ключевую ставку, чтобы справиться с ростом цен и побороть инфляцию.
Ключевая ставка – это, по сути, цена денег, минимальный процент, под который Центробанк даёт кредиты банкам коммерческим. Те, в свою очередь, выдают кредиты населению и бизнесу уже под собственный процент.
По замыслу регулятора, повышение ключевой ставки приводит к тому, что кредиты становятся дороже, а ставки по вкладам – выше. Население меньше занимает и меньше тратит. Инфляция снижается. Но это теория, а что на практике?
На повышение ключевой ставки банки уже отреагировали: подняли ставки по ипотеке. Если ещё в начале осени кредит на покупку жилья на вторичном рынке края выдавали под 14%, то уже на этой неделе средняя ставка выросла до 16,5%! Ипотеку на квартиру в новостройке пока ещё можно взять под 8%, потому что государство не отменило льготные программы. Если ничего не изменится, говорят риелторы, то уже в начале следующего года рынок «вторички» в крае просто «встанет» – кто будет брать ипотеку под такой процент?
Неоднозначно к повышению ключевой ставки отнеслись и предприниматели: с одной стороны, государству нужен рост производства, с другой – кредиты для этого производства снова подорожают. Руководитель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц рассказывает: в последнее время банки применяют хитрую схему под названием «плавающая процентная ставка». Договоры составлены так, что при каждом повышении ставки Центробанка у предпринимателей автоматически вырастают и платежи по кредитам. Эксперт говорит: знаком со многими предпринимателями, кто уже сворачивает свои инвестиционные планы из-за дорогих кредитов. Риск банкротства становится выше.
Те, кто берут кредиты по высоким ставкам, они в любом случае все свои издержки перекладывают в себестоимость продукции. Это ведёт к увеличению цены для потребителей. Это напрямую разгоняет инфляцию.
Юрий Фриц, руководитель Алтайского союза предпринимателей
Когда речь заходит о ценах, вы наверняка постоянно слышите разговоры подобного рода: «Да какие там 7%! Яйца подорожали на 20%!» Но это личный опыт. Дело в том, что инфляцию как макроэкономический процесс считают в рамках страны: не Василия Иваныча потребительская корзина считается, а усреднённая. Ну и статистика – наука лукавая.
Анатолий Ижболдин-Кронберг, к. э. н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве РФ