Виктор Минёнок в интервью программе «Вести Алтай» прокомментировал, насколько регион эффективный собственник.
– Виктор Владимирович, на протяжении ряда лет Счётная палата отмечала невысокие доходы от краевой собственности. Этот показатель продолжает снижаться? Насколько эффективно край распоряжается своим имуществом?
– Неналоговые доходы в общем объёме краевого бюджета занимают 1%. Грубо говоря, цена вопроса – 1 млрд рублей. И 63% этого дохода – это штрафы. То есть когда мы говорим о доходах от использования имущества – это чуть более 100 млн рублей. Это, наверное, больше тема для разговора, чем источник пополнения краевого бюджета. Но как тема – интересно. Там есть несколько позиций, по которым можно говорить.
Первое – аренда земли. Есть опасения, что у нас есть земли, которые не сданы в аренду по документам, а на деле они используются. Мы уже начали это смотреть, и опасения подтверждаются. Сейчас в адрес отраслевого управления по имуществу мы свои опасения высказали и попросили с выездом на место проверить. По двум участкам, которые мы посмотрели, там уже порядка 2 млн рублей поступило в краевой бюджет.
Что касается дивидендов и поступления прибыли. У нас с вами 47, если не ошибаюсь, акционерных обществ, где есть доля края. Этими 47 обществами было перечислено 33 млн рублей в краевой бюджет. А сама сумма активов бюджета, которые мы там имеем, приближается к 8 млрд рублей. То есть доход, который мы получили, стремится к ничтожно малому числу.
В результате возникает вопрос, чем оправдано это и насколько эффективно мы, как собственники, управляем этим имуществом? Этот вопрос надо обсуждать. При смене собственника, возможно, отдача для бюджета будет гораздо больше. Если речь идёт о продаже высокоэффективного предприятия – это одна сторона, но таких немного. Из 47 предприятий с долей собственности края, которые собрали за год 33 миллиона рублей, 20 миллионов рублей – это всего два объекта. «Алтайкрайэнерго» и рынок на Космонавтов – по 10 млн рублей каждый.
Что касается унитарных предприятий – их порядка 30. Основная часть – аптеки и дорожная отрасль. Там тоже есть вопрос – снижается количество прибыльных предприятий. На память – 19 млн рублей от них поступило в бюджет. Здесь тоже надо смотреть и анализировать необходимость сохранения этой формы. Знаю, что по ряду предприятий идёт дискуссия о переходе их в акционерные общества. Но то, что обсуждаем и чем гордимся, носит для бюджета символический характер.
Что касается продажи имущества, приватизации, то там ситуация недостаточно динамическая. В 2018-м имущество продавалось хуже, чем в 2017-м. Но в целом всё тоже измеряется мини-показателями. То, что продаем сейчас, – не в самых престижных районах, не в самом хорошем состоянии… Возлагать большие надежды на это не приходится.
В суммовом выражении эта история для краевого бюджета несущественна, но нужно прилагать усилия, чтобы эти активы были сохранены. Сосредоточиться надо на контроле сохранности, тем более что мы этим предприятиям оказываем финансовую поддержку через те структуры, которые есть.