На следующей неделе состоится суд, на котором, возможно, решится судьба 14 депутатов Барнаульской думы.
Все они, как установили в прокуратуре, не указали в декларациях часть своих доходов.
Прокуратура города считает, что с такой забывчивостью народные избранники не могут дальше исполнять свои обязанности.
Между тем по городам и сёлам Алтайского края прокатилась волна подобных дел: депутатов лишают мандатов, даже если они не отчитываются о куда более скромных доходах в виде пенсии или зарплаты в школе.
Решениям Барнаульской гордумы пока не грозит утрата легитимности: «кандидатов на вылет», по мнению прокуратуры, 14, всего же депутатов 40, оставшихся 26 человек для кворума хватит. Но как быть с репутацией? Поплатиться мандатами часть депкорпуса может из-за своей «забывчивости»: недавняя проверка показала, народные избранники не указали в декларациях ещё за 2017 год имущество и доходы на сотни тысяч рублей.
Олеся Белоус, старший помощник прокурора г. Барнаула:
– У одного депутата, возможно, незначительные нарушения. Связанные, например, с неуказанием дома, который подарил дедушка. И недвижимость эта действительно довольно-таки недорогая. А некоторые есть нарушения, когда продажа земельных участков, неуказание этой суммы. И мы даже не можем предположить сколько, потому что она вообще не показана.
К примеру, среди тех, кто скрыл часть своих доходов, самый богатый депутат горсовета Александр Тайчер. В 2017 году он, согласно поданной декларации, заработал более 105 миллионов рублей. Неточности выявили и у предводителя единороссов в гордуме Вячеслава Перерядова: eго доходы составили более полумиллиона. То есть в месяц депутат зарабатывал чуть больше 40 тысяч. А по данным всё той же декларации, Перерядов в 2017 году владел внедорожником представительского класса, явно недешёвым в обслуживании.
К слову, прокуратура Барнаула не спешит утверждать, что имущество и доходы депутаты скрывали умышленно: созыв гордумы сформировался в том же году, за который и нужно было финансово отчитаться. Поэтому, возможно, говорят в ведомстве, виновата банальная неопытность или невнимательность.
Екатерина Гаськова, корреспондент:
– Мы пытались выяснить у барнаульских депутатов, почему они скрыли свои доходы. Обращались за комментарием в пресс-службу БГД, звонили отдельно народным избранникам, но предсказуемо никаких ответов так и не добились. Комментировать щекотливую тему в думе согласились только после судебного заседания, которое назначено на 6 февраля. На нём прокуратура намерена добиться признания бездействия БГД, которая никак не наказала депутатов за нарушения.
К слову, «войну» скрывающим доходы народным избранникам прокуратура объявила не только в Барнауле. Аналогичная история в Бийске: там надзорные органы нашли нарушения в декларациях 17 депутатов из 30. Суд по этому делу должен состояться 8 февраля.
А вот в Новоалтайске городские депутаты пока отделались выговором. Судьбу 11 нарушителей на февральской сессии будет пока решать само горсобрание.
Под прицел прокуратуры в прошлом году попадали и депутаты каменских представительных органов – как города, так и района. Два депутата сложили свои полномочия. Остальные прокурорские представления откровенно проигнорировали.
Виктор Кашицин, председатель Собрания депутатов Каменского района:
– Закон гласит: заведомо, умышленно внёс какие-то неправильные данные. У нас заведомо никто никогда ошибки не вносил. Чисто математические бывают ошибки.
Незаполненная декларация стоила мандата и депутату Первомайского района. Правда, сам Юрий Сазонов себя виноватым не считает: когда нужно было составлять отчёт, мужчина лежал в больнице под капельницей. Да и потом: что спрашивать с простого сельского учителя?
Юрий Сазонов, бывший депутат Повалихинского сельсовета:
– Есть у меня машина в гараже, за которую я кредит выплачиваю. Старенькую купил, 1995 года. Вот единственное моё такое «богатство». Хозяйство, сено, дом, баня, дрова… всё, что наполняет нашу жизнь.
Миллионов, как у барнаульских коллег, у Юрия и в помине нет. Сведения об имуществе и доходах и без деклараций видны избирателям. По этой же причине десятки депутатов сельского уровня сознательно не заполняют декларации. Нередко за них это делают служащие сельсовета.
Нина Драбатулина, депутат Кировского сельсовета:
– Можно сказать… ну, со слов она, наверное, заполняет. Расписываемся. Никуда ни разу я справки не брала и не поеду принципиально. Я за это место не держусь. Ну, отстранят, другого выберут, другой будет работать.
И такое пренебрежение к декларациям со стороны сельских депутатов хоть и не одобряет прокуратура, зато понимает начальство. Пример – Алейский район.
Там администрация готова в суде вступиться за избранников в двух сельсоветах.
Светлана Агаркова, глава Алейского района:
– Всё ради того, что боремся с коррупцией. Люди! Ну не в сельсовете коррупция. Вот у одной женщины у нас муж сказал: «Я тебе запрещаю показывать мои доходы». Ну, сказал. Но ей что, разводиться, она активная, всё. Она что, яхту там не показала или что? У нас такого в принципе нет и быть там не может!
Излишнюю строгость в отношении местной представительной власти не поддерживают и «старшие коллеги» – в АКЗС.
Александр Романенко, председатель АКЗС:
– Мы всегда говорили, что на селе все друг друга знают. И у нас, если быть честным, мы испытываем кадровый голод при подборе кандидатов в депутаты, которые сегодня несут общественную нагрузку. Совершенно не оплачивается никаким образом их работа. И ещё мы заставляем их заполнять декларации, отчитываться о своих доходах.
Кстати, в парламенте уже озвучили идею разработать закон, смягчающий наказание для муниципальных и сельских депутатов. К тому же в АКЗС готовы оказать неопытным в заполнении деклараций коллегам методическую помощь. Главное, чтобы скрытые доходы не обернулись скрытыми намерениями ввести в заблуждение своих избирателей.