Эксперты считают, что немалую лепту в загрязнение воздуха вносят частный сектор с печным отоплением и противогололёдные реагенты.
Словосочетание «режим чёрного неба», похоже, плотно вошло в обиход барнаульцев. Экологические мониторинги федерального Минприроды констатируют: да, горожанам не показалось, будто стало «нечем дышать».
Что с этим делать, разбираются специалисты разного профиля. Одно из предложений родилось «на стыке» экологии и градостроительства: это большой проект зелёного каркаса, который заказала у архитекторов барнаульская мэрия.
Есть парк «Изумрудный», например. Недалеко от него расположен зелёный сквер на площади Октября. Между ними есть на Профинтерна бульвар. Вот «Изумрудный» и зелёный сквер – это ядра каркаса. А вот этот бульвар на Профинтерна – это как раз коридор. Ну и, естественно, высадка деревьев не рядовая, а какая-то более продуманная. Не просто крупномеры высадить, а ещё обеспечить ярусность. Чтобы и кустарники были, газон был.
Андрей Атаджанов, архитектор
Причём в зелёном каркасе, считает эксперт, должны быть предусмотрены даже такие, казалось бы, мелочи, как озеленение разделительных полос на дорогах, вазоны с растительностью и тому подобное.
Важно учитывать и те преимущества, что исторически дала Барнаулу сама природа: например, река Обь – большой естественный «насос», и её тоже нужно увязывать с другими ядрами каркаса, говорит Андрей Атаджанов. Исходя из этого, и каменные джунгли нужно строить грамотно – не перекрывая очередной высоткой или торговым центром воздушные потоки.
С архитектурной точки зрения, считают эксперты, важно ещё поработать с частным сектором: вред печного отопления недооценивать не стоит. А как же большая энергетика? Оказывается, «высокая труба» не означает высоких концентраций выбросов.
Представители Сибирской генерирующей компании уверяют: более 98 процентов золы, а это самый вредный побочный продукт сжигания угля, в атмосферу не попадает! На обеих барнаульских ТЭЦ стоят специальные уловители. Плюс котлы работают на углях с низкой зольностью.
В этом году на станциях также собираются поставить системы автоматического контроля выбросов, кстати, как раз в рамках участия в федеральной программе «Чистый воздух». А ещё на повышение экологичности «играет» перевод малых городских котельных на газ.
В этом году ещё две переведём на газ, останется пять. По результатам этого года мы ожидаем снижение на 50% валового выброса по котельным.
Алексей Лымарев, заместитель директора Западно-Сибирского филиала Сибирской генерирующей компании
Кстати, самым грязным воздухом барнаульцы дышат на Павловском тракте, в районе улицы Петра Сухова и на Новом мосту. Прилично достаётся и городу-спутнику Новоалтайску.
А вот самая благоприятная атмосфера в посёлке Гоньба. Таковы данные мониторинга института водных и экологических проблем. Для определения степени загазованности его учёные исследуют осадки. Изучая их, доктор химических наук Татьяна Папина нашла неожиданный и неочевидный источник загрязнения – противогололёдные реагенты!
Соль в сочетании с сухим воздухом даёт ожоги дыхательных путей, говорит Татьяна Папина. К тому же она вызывает засоление почвы, а это уже может загубить те самые деревья, с помощью которых мы пытаемся сделать атмосферу чище.
В одночасье решить проблему, конечно, не получится. Но очистить воздух хотя бы в домашних условиях вполне возможно, говорят продавцы климатической техники. Рынок сегодня предлагает такие решения, как приточные клапаны, бризеры и рекуператоры. Разбег цен от 5 до 100 тысяч. В упрощённом виде всё это можно представить как своего рода лёгкие дома: десятки кубов воздуха вытягиваются наружу, на смену им загоняются объёмы свежего.
Согласно проекту «Чистый воздух», в который включили Барнаул, к 2030 году загрязнение воздуха должно снизиться вдвое по отношению к году 2020-му. Это и переход на газ, и обновление общественного транспорта, и озеленение. И экологическое просвещение горожан. Для здоровых «лёгких» – здоровым должен быть весь «организм» города.