Стоит такая добавка копейки, а делается из тугорослого карася, который заполонил все алтайские озёра.
Тугорослых карасей рыбаки иногда называют недомерками, что справедливо. Длина взрослой особи меньше 10 сантиметров. Крупная голова, на рёбрах нет мяса. Несмотря на хилый вид, тугорослый карась хорошо размножается и живуч. Зимой он не задохнётся в озере без аэрации, как это происходит с ценными породами рыб. Собственно, неприхотливость и превратила обычного серебряного карася в тугорослого. Всё бы ничего, но сегодня караси-недомерки заполонили практически все озёра края. При этом в гастрономическом плане эта рыба бесполезная.
Этот карась костлявый, у него крайне мало соотношение мяса к скелету и чешуе. Человеку там, в принципе, есть нечего. И его очень много в наших озёрах – это такая особенность наших карасёвых озёр. Есть два пути, как от него избавиться: введение в структуру водоёма хищников либо использование этого мелкого карася в хозяйственных целях.
Использование хищных пород рыб для истребления тугорослых карасей – процесс хлопотный и затратный по времени. Что касается хозяйственных целей, то из такого карася иногда делают рыбную муку. Но так как влажность рыбы превышает 80%, то сухого вещества получается крайне мало. Но сейчас в крае появляется новое и весьма перспективное направление переработки тугорослых карасей. Житель Барнаула Александр Пашинин начал производить из них кормовую добавку для сельхозживотных. Названия у неё пока нет. Сам Александр называет её то «кисель», то «каша».
Это расщеплённая на молекулярном уровне биомасса, похожая на кисель или полужидкую кашу. И в этой биомассе есть аминокислоты, которые усваиваются с большим эффектом, чем если бы мы просто карася порубили и дали поросятам.
На что пустить тугорослого карася, Александр Пашинин задумался неслучайно. Три года назад он арендовал в Мамонтовском районе два озера: Большое Островное и Малое Островное. Хотел разводить в них щуку, окуня, сазана и рака, но мелкий карась этим планам помешал. Бороться с ним он пытался с помощью аэрации, даже придумал уникальную ветровую установку. А потом его осенило: а что, если пропустить тугорослого карася через кавитационную машину известного барнаульского изобретателя Александра Петракова?
Я приехал к ним и говорю: ребята, мне надо карася пропустить через вашу машину. И они прокрутили. Начали с 10 килограммов, и получился результат! Они сами не ожидали!
Суть работы кавитационной установки в том, что она раскладывает сырьё на аминокислоты. Но в карасе есть кости, плавники, чешуя, мясо, то есть в нём много компонентов. А для обработки до сих пор использовался лишь один вид сырья. Тем не менее кавитационная машина с карасём справилась.
Мы этих карасей не препарировали, а брали целиком. И, конечно, не с первого раза, но мы всё же смогли эту «кашу» одновременно разложить. Но если у нас в однокомпонентном сырье – пшенице или горохе – обычно идёт увеличение аминокислот, то с карасями получилось наоборот, количество аминокислот уменьшилось. Но! Слава богу, что эти караси хоть как-то пригодятся! Как компонент питания свиней этот корм вполне пригоден именно благодаря уже выделенным аминокислотам. Они будут легко усваиваться.
Если в килограмме комбикорма около 6% аминокислот, то в добавке, полученной из карасей, – 11,5%. Как это скажется на продуктивности поросят, сейчас выясняют в ходе эксперимента.
Мы подготовили партию корма 250 килограммов, в составе которого ячмень, пшеница и караси. И сейчас проводим опытное кормление 5 двухмесячных поросят в селе Закладном Романовского района. Они пошли на этот эксперимент с удовольствием! Я хотел подчеркнуть, что для обеспечения товарного кормления свиней используют премиксы, в частности из Белоруссии. Они стоят 170 рублей килограмм. А наша добавка в пределах 18 рублей килограмм, и это живой протеин!
Эксперимент по откорму свиней пищевой добавкой из карасей начался в начале марта и продлится 2 месяца. Александр Пашинин с большим интересом ждёт его окончания. Если результат будет успешным, то это откроет большие перспективы и для развития свиноводческой отрасли региона, и для арендаторов водоёмов – они смогут максимально освободить озёра от тугорослого карася и активно заниматься зарыблением ценными породами. А сам Александр Пашинин окупит расходы на проведение эксперимента. Пока он проводит его за свой счёт.