Учитывая количество поправок – 131, – которые сформировали комитеты и фракции АКЗС ко второму чтению, и, конечно, чисто политические позиции фракций – найти компромисс парламентариям было непросто.
Депутатский корпус перестроился: в нём появилось новое парламентское объединение в составе двух человек – Елены Хрусталёвой и Надежды Дрюпиной. После прошлой сессии их исключили из КПРФ; «положить на стол партбилеты» заставили после поддержки бюджета в первом чтении. Этот факт, конечно, не мог не повлиять на настроения и расклад голосов при принятии документа в окончательной редакции.
Обсуждение бюджета проходило непросто и из-за доведённых до края цифр федеральной поддержки. Она оказалась скромнее, чем обычно: ко второму чтению Москва дополнительно выделила краю менее четырёх миллиардов рублей. Для сравнения: год назад пришло вдвое больше. Теперь основные параметры таковы: доходы – 144,6 миллиарда. Расходы – 158,2, то есть бюджет снова верстается с дефицитом. Дополнительно поступившие деньги распределили по многим ключевым статьям. В частности, добавили на помощь муниципалитетам, на ЖКХ, дороги; покупку школьных автобусов, пожарную безопасность и антитеррор, спорт и многое другое.
Как голосовали депутаты?
Фракция КПРФ, следуя заданному в Госдуме тренду своих коллег по партии, снова ушла в отрицание.
Доводам о том, что непринятие бюджета парламентом будет означать крах всей финансовой системы, коммунисты не вняли.У нас катастрофа в здравоохранении, беда с транспортом в районах. По транспорту у нас поправка была о выделении субвенций на создание муниципального автобусного перевозчика, у нас были социальные поправки, касающиеся увеличения выплат приёмным родителям хотя бы на уровень инфляции. Мы против, когда кто-то должен пояса затягивать, а кто-то на этом делать деньги.
Антон Арцибашев, заместитель руководителя фракции КПРФ в АКЗС
С умеренной критикой выступили либерал-демократы. Во фракции подчеркнули, что рост бюджета не успевает за реальной инфляцией, но депутаты и поблагодарили разработчиков за внимание к своим поправкам.Считаем, что запланированные масштабные стройки, строительство новых дорог и помпезные праздничные мероприятия могут подождать. Порядка 360 миллионов рублей краевых предлагается направить только на продолжение реконструкции художественного музея в Барнауле. Нет, мы не имеем ничего против культуры, но в сегодняшних условиях считаем вполне логичным и справедливым временно сократить бюджетные траты на стройки.
Александр Молотов, руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» в АКЗС
Финансовый документ консолидированно поддержали «Коммунисты России» и, конечно, единороссы. Лидер последних Сергей Приб отметил, что Алтайский край не может выпасть из общей повестки – федеральный бюджет тоже «проседает», в частности, по прогнозам, он будет дефицитным до 2026 года. Кстати, многих депутатов смутило уменьшение ряда социальных трат, но это чисто техническая корректировка, связанная с изменением федерального законодательства, подчеркнули в Минфине.Мы предлагали увеличить финансирование среднего профессионального образования. Поправка принята. Увеличить финансирование на детские оздоровительные лагеря – поправка учтена. Фракция ЛДПР поддержит, наверное, один из лучших бюджетов по собственным доходам. И один из худших в части его роста к предыдущему году.
Владимир Семёнов, руководитель фракции ЛДПР в АКЗС
Глава минфина заявил: если сравнивать второе чтение со вторым чтением год назад – бюджет прирос на 4%, и это нормальный рабочий показатель.Социальные расходы – да, они уменьшаются, уменьшаются на объём семь миллиардов. Но эти средства остаются в Алтайском крае в виде универсального социального пособия. Просто сегодня они будут проходить не через краевой бюджет, а через систему Пенсионного фонда. Но люди эти средства получат.
Александр Романенко, председатель АКЗС