«Касмалинский ленточный бор – светлохвойный, в недавнем прошлом реликтовый лес, один из четырёх уникальных ленточных боров на территории Алтайского края»: краткая запись из электронной энциклопедии может привести в восторг туриста, но отнюдь не жителей этого района. Причина в запахе, идущем из леса, который совсем не хвойный.
По подсчетам жителей, за день сюда приезжают сотни машин. Остаётся только удивляться, кому в голову пришло установить локальный канализационный слив прямо посреди лесной поляны.
По трубе фекалии бегут к полям фильтрации. Сохранившиеся в районной администрации документы свидетельствуют, что эту канализацию в лесу построили в 1988 году временно. Но спустя 30 лет старая полуразвалившаяся система до сих пор работает.
Другого официального места для слива фекалий в Павловске нет. Между тем советские поля фильтрации объёмов сливаемой в них жидкости уже не выдержали и дали течь.
Руководитель ООО ЖКХ Павловск Сергей Баршев, уверяет, течь, которую журналисты сняли на камеру, прорыл бобёр. После отъезда журналистов её устранили. Глава местной администрации Оксана Бронза понимает, что экологическая проблема есть.
Фекальные стоки мы заметили не только в черте полей фильтрации, но и за её пределами. Зловонные воды заполняют низины, поляны вокруг уникального реликтового бора. В нескольких сотнях метров – река Касмала. Это значит, возможно, речь идёт не только об ужасном запахе, доносящемся из леса, но и о качестве питьевой воды. Как известно, фекальные загрязнения – отходы третьего класса опасности. Они могут проникать в подземные грунтовые воды, содержать кишечную палочку и вызывать инфекционные заболевания. Впрочем, подтвердить наличие инфекций и концентрацию в почве или воде может только специальная лабораторная экспертиза. Жители Павловска продолжают собирать факты.