Предприятие не исполнило судебное решение. Алтайохранкультура потребовала от собственников предприятия отреставрировать собор Александра Невского, который находится на его территории.
Бывшее культовое сооружение когда-то приспособили под кузницу, а позже оно стало объектом культурного наследия.
Когда-то сюда собирались на молитвы всем миром. Потом, в 40-е годы прошлого века, мир здесь буквально ковали – тогда храм во имя Александра Невского стал кузницей эвакуированного печного завода. Как раз из-за этого факта сейчас здесь развернулась своя, «локальная» война. За то, чтобы вернуть церкви исторический облик.
Павел Конышев, главный инженер завода «Электропечь»:
– Требование суда было по демонтажу оборудования, здесь, конечно, само оборудование пострадало. В плане того, что его нельзя было вынести через окна, через двери. Его приходилось разрезать, тем самым мы понесли ущерб в плане утилизации целой линии кузнечного производства.
Два цеха из-за этого пришлось закрыть. Кроме того, заводу предписали снести три советских пристроя. Инженеры говорят: если это сделать, оригинальная конструкция может рухнуть. К тому же из-за судов уже в руинах лежит экономика предприятия, уверяет руководство. Продукцию реализовывать всё сложнее.
Инна Кондратьева, юрист завода «Электропечь»:
– Мы спрашиваем: цель конечная какова? Вы хотите добиться того, чтобы завод не работал? Практически эта цель уже достигнута. Потому как в рамках этого исполнительного производства счета завода арестованы, имущество арестовано.
Кстати, то, что часть имущества завода – памятник архитектуры, на «Электропечи» уверяют, что узнали далеко не сразу. В 90-е годы, когда предприятие приватизировали, охранного свидетельства на собор, по словам руководства, не было.
Но в Алтайохранкультуре повторяют известную формулу: незнание не освобождает от ответственности. Реставрировать храм придётся.
Ксения Рябцева, заместитель начальника краевого Управления государственной охраны объектов культурного наследия:
– Для этого проектная организация, имеющая соответствующую лицензию на деятельность по сохранению, разрабатывает научно-проектную документацию, где детально прописывается механизм проведения работ без ущерба для самого объекта. Самостоятельное проведение работ не допускается.
Всё это готова взять на себя местная епархия. Но «Электропечь» возвращать церковное имущество не спешит. Завод пока пошёл только на один компромисс – время от времени разрешает проводить богослужения.
Протоиерей Валерий Замятин, секретарь Бийской епархии:
– Мы этим вопросом занимаемся с 2005 года. Это официальная переписка, это официальные встречи, и очевидно же, что если бы у собственников было желание передать храм, то это бы уже так или иначе состоялось.
А между тем, считают в Алтайохранкультуре, передача собора РПЦ спасла бы его от разрушения. Дело в том, что на реставрацию церквей можно привлечь федеральные деньги. Пока в то, что будущее у храма есть, священникам помогают верить чудом сохранившиеся на стенах лики святых.