Они работают в лаборатории биоконверсии института проблем химико-энергетических технологий.
Здесь разработали способ непрерывного выращивания бактериальной наноцеллюлозы – материала, который имеет большие перспективы применения в медицине.
Программа «Вести Алтай» стала первым СМИ, которому мы демонстрируем 16-килограммовый образец бактериальной наноцеллюлозы.
Вера Будаева, заведующая лабораторией биоконверсии ИПХЭТ СО РАН
Результат не имеет аналогов, и самой технологии получения наноцеллюлозы за пределами лаборатории института проблем химико-энергетических технологий пока не существует. В Бийске первыми в мире освоили практически конвейерный метод биотехнологического синтеза вещества с уникальными свойствами.
Она является продуктом микробной трансформации простых сахаров в полимерную волокнистую структуру. Один грамм бактериальной целлюлозы может удерживать до 99 граммов жидкости. Данный материал можно использовать в медицине, не боясь, что будет какое-то отторжение.
Анастасия Ситникова, инженер лаборатории биоконверсии ИПХЭТ СО РАН
Наноцеллюлоза может стать искусственным сосудом, хрящом, мозговой оболочкой, другими тканями, в данном случае кожным покровом при обширных ожогах. С перспективным материалом уже провели ряд успешных экспериментов.
Доподлинно известно, что бактериальная наноцеллюлоза способна абсорбировать тяжёлые металлы, различные красители и антибиотики. Где это используется? В медицине: пропитывают антибиотиком – и на рану.
Алексей Шилов, лаборант лаборатории биоконверсии ИПХЭТ СО РАН
Материал позволяет организму свободно дышать, уничтожая бактерии и вирусы, это свойство стало крайне актуальным сейчас.
Необходимо обратить внимание на такой важный параметр, как диаметр пор. Это связано с размером микрофибрилл бактериальной целлюлозы, они в сто раз тоньше в сравнении с растительной целлюлозой, это хорошо видно на слайдах.
Дмитрий Голубев, инженер лаборатории биоконверсии ИПХЭТ СО РАН
Это целлюлоза под электронным микроскопом. Справа – полученная химическим путём, кипячением древесины в кислотах и щёлочи. Слева – наноразмерная сетчатая структура, выращенная полезными бактериями на субстрате из шелухи овса.
Эта целлюлоза бактериальная, также состоит из мономеров глюкозы, как и растительная, но при этом у неё есть свои особенности, и по свойствам она значительно отличается от растительной. В настоящее время в лаборатории выполняется грант РНФ под руководством академика РАН Геннадия Викторовича Саковича как раз по изучению технологических аспектов получения бактериальной наноцеллюлозы.
Надежда Шавыркина, старший научный сотрудник лаборатории биоконверсии ИПХЭТ СО РАН
Создатель ракетного топлива и наноалмазов, российский оборонщик Геннадий Сакович в своё время разглядел рациональное зерно в обыкновенных сельхозотходах. Сейчас его лаборатория на мякине в своей отрасли ведущая в мире с запасом новых достижений.
Есть у нас ещё 17-килограммовый образец в соседней комнате, почему у нас нет ещё больше? Будет, в ближайшее время. Наступило лето, условия позволяют получить бактериальную наноцеллюлозу ещё больше.
Вера Будаева, заведующая лаборатории биоконверсии ИПХЭТ СО РАН