Самый сложный проект за последние 30 лет – серпантин к Белокурихе-2.
Серпантин к Белокурихе-2 – тот редкий случай, когда дорога стала туристическим объектом. 62 поворота, перепад высот – 420 метров. В брошюрах и путеводителях его сравнивают со знаменитым Чике-Таманом.
Ещё весной 2014 года высоту на месте будущего серпантина штурмовала тяжёлая техника. Но где именно будет проложен путь – решила геологическая разведка. Самая красивая дорога края для проектировщиков стала самой сложной за последние 30 лет.
Михаил Ростоцкий, генеральный директор «Алтайиндорпроекта»:
– Срочно надо было дорогу запроектировать. Выпал уже снег, и пришлось делать. А к весне надо было в Москве проект утверждать. Утвердили и начали строить. И нашим изыскателям пришлось на лошадях делать изыскания, потому что машины не могли забраться на самый верх.
С «полей» в лабораторию привозят шурфы – грунт, взятый с глубины одного метра. Во-первых, замеряют влажность, чтобы не угодить в топи. Во-вторых, так проверяют прочность основания будущей дороги. А задача сотрудников отдела дорожной группы, подобрать «одежду», то есть искусственные слои, что будут сверху. Сюда и передают данные геологии.
Екатерина Данко, руководитель дорожной группы «Алтайиндорпроекта»:
– Потом начинаем уже обсчитывать, сколько земли надо привезти, какую дорожную одежду. Это всё просчитывается в специальной программе, какая дорожная одежда должна быть, чтобы выдержать нагрузку от автомобиля.
В итоге получается что-то вроде кулинарного рецепта. Для строителей прописывают, каких фракций, каким слоем, в какой последовательности нужно уложить песок, щебень, гравий и, конечно, сам асфальт. Малейшее отступление – и полотно свой срок не простоит. А ещё дренажи, развязки, знаки, разметка… На деле проект любой новой дороги – это 12 томов.
Но таких масштабных заказов в этом сезоне почти нет. В основном проекты ремонта, в том числе ямочного. Таких за два месяца сделали под сотню. Правда, в эти дни поставлена логическая точка в трёхлетней работе над Южным обходом Барнаула (трассой длиной в 68 км и третьим мостом через Обь). Госэкспертиза утвердила сметную часть.
Сергей Еремеев, главный инженер «Алтайиндорпроекта»:
– Документация вместе с положительным заключением передаётся заказчику, и заказчик определяет, когда проводить розыгрыш объекта в строительство, уже тендер и сама стройка.
Этот документ косвенно говорит и о том, когда обход, вероятнее всего, начнут строить. «Срок годности» проекта – три года. Если ждать дольше, то дорогостоящие расчёты придётся делать заново.