И следствие поделилось подробностями. Почему мы так пристально следили за этой темой? Во-первых, это первое в крае дело о мошенничестве в сфере ОМС. Для расследования была создана отдельная группа. Силовикам потребовалась помощь специалистов Алтайского медуниверситета, чтобы разобраться в фальсификациях с историями болезней. По всему краю полтора года опрашивались тысячи пациентов «Доброго доктора», которые от людей в погонах с удивлением узнавали, что, оказывается, получали в клинике дорогостоящую медпомощь по документам.
Кто препятствовал следствию, и как в ТФОМС и страховых компаниях много лет не замечали подлога с документами?
В клинике «Добрый доктор» очень любили работать по системе ОМС. Настолько, что принимали «бесплатных» пациентов по полису даже сверх плановых объёмов. Правда, потом клиника взыскивала деньги за пролеченных сверх лимита граждан со страховых компаний через суд. Видимо, этим и привлекли внимание правоохранителей. Ведь факт: тарифы ОМС – низкие, частной медицине не интересны. «Добрый доктор» вёл себя иначе. И вовсе не из сочувствия к пациентам. На кону были большие деньги.
«Добрый доктор» – очень крупная клиника, сюда обращаются не только жители Барнаула, но и всего края. Так вот, тысячи этих пациентов знать не знали, что происходит в этой клинике с их историями болезни.
Татьяна Долгова, корреспондент
И разница в итоговых оплаченных суммах – колоссальная.Обвиняемыми подменялся как вид оказанной услуги, так и приписывалось количество койко-дней, проведённых на круглосуточном стационаре. К примеру, человек обратился, ему удалили, условно, папиллому лазером за 30 минут, он ушёл домой. А по документам и в истории болезни указано, что он провёл четыре койко-дня, ему проведена другая операция, более сложная и высокотехнологичная.
Дмитрий Кунгурцев, следователь по особо важным делам третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Алтайскому краю
Подложные сведения об оказанных дорогостоящих услугах руководство клиники подавало в территориальный фонд ОМС и получало из бюджета деньги за каждого такого пациента. За четре года «Добрый доктор» фиктивно пролечил пациентов на сумму свыше 101 млн рублей.
Эти деньги фигуранты дела тратили по своему усмотрению.
Руководителей «Доброго доктора» задержали в ноябре 2020 года. Главный врач Сергей Богданов изначально был идеологом создания многопрофильной частной клиники.
Директор Александр Трофимов – сын руководителя Пенсионного фонда и экс-депутата АКЗС Бориса Трофимова – отвечал за финансы.
Заместитель главного врача Дмитрий Тимошенский, по оперативной информации, придумал схему с фальсификацией историй болезни и подменой оказанных медицинских услуг.
Заключение фигурантов под стражу было мерой необходимой, говорят следователи, с первого же дня встретившие противодействие со стороны медперсонала «Доброго доктора».
Через месяц с лишним после задержания Сергей Богданов дал признательные показания и заключил досудебное соглашение. Он же назвал следователям ещё четыре медицинских услуги, которые по документам подменялись на схожие, но куда более дорогие.От руководства поступали указания врачам о том, что нужно говорить так-то и так-то, как написано в историях болезни. Врачам, медсёстрам, постовым был приставлен адвокат. Первым своё положение бедственное и бесперспективное в плане непризнания вины осознал Богданов, главный врач.
Дмитрий Кунгурцев, следователь по особо важным делам третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Алтайскому краю
Это уголовное дело о мошенничестве в сфере ОМС стало первым в крае. Была создана большая следственная группа, 80 мешков с историями болезни в клинике изымали несколько дней, 4000 пациентов по всему краю допрашивали на протяжении полутора лет. Надо было разобраться в хитросплетениях системы обязательного медстрахования.
В ТФОМС пояснили: частная клиника, работающая в системе ОМС, ежемесячно предоставляет на оплату в страховую компанию (в данном случае это была, в основном, «РЕСО-мед») реестры оказанной медпомощи. Страховая, грубо говоря, проверяет лишь правильность заполненной документации. Обзванивать пациентов и уточнять, действительно ли им оказывалась та или иная услуга, ни страховая, ни ТФОМС не обязаны. Если отчёты заполнены верно, деньги за пролеченных больных со счёта ТФОМС через страховую поступают в «Добрый доктор».
Кстати, раз в два года фонд выезжал с ревизионной проверкой в частный медцентр. Нарушения находили, но иного рода. Например, осуществление расходов без подтверждающих документов, приобретение дорогостоящего оборудования.
В ходе следствия был наложен арест на имущество обвиняемых: недвижимость, автомобили, мотоциклы, стоянки, парковки. На счета самого КДЦ «Добрый доктор» - тоже. Спустя почти год нахождения в СИЗО в мошенничестве признались Трофимов и Тимошенский. Обвиняемые возместили ущерб бюджету – 101 млн рублей.
Клиника «Добрый доктор» продолжает работать в штатном режиме, принимает пациентов. Но что же здесь происходит кулуарно? По нашей информации, главному врачу «Доброго доктора» так и не простили того, что он, по сути, сдал своих подельников и дал признательные показания. Поэтому вряд ли он в будущем будет иметь отношение к «Доброму доктору». Поменяются ли учредители, пока непонятно. Что будет с клиникой, и будет ли «доктор добрым», тоже непонятно.
Татьяна Долгова, корреспондент