С начала года 500 юных пациентов, получающих льготные препараты, вынуждены переходить с привычного импортного инсулина на отечественные аналоги. Родители уверены, что такое «замещение» может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. Заинтересованные стороны собрались за круглым столом в региональном Минздраве.
Претензий к отечественным инсулинам у родителей несколько. Новые медикаменты не имеют малых дозировок, необходимых для детей, не известно, можно ли их использовать со специальными помпами, а самое главное, производитель вообще не проверял, как они действуют на больных сахарным диабетом.
Марина Ермилова, председатель краевой общественной организации, представляющей интересы пациентов с сахарным диабетом:
– У нас в аптечной сети, когда пациент обращается, вместо привычного инсулина получает незнакомые аналоги – «Ринлиз» и «Ринглар». Мы начали искать информацию. Касаемо инсулина «Ринлиз»: клинические исследования на детях не проводились, они делались на здоровых добровольцах. «Ринглар» – на больных сахарным диабетом первого типа испытания проводятся, но окончание в конце текущего года. Почему мы должны не исследованный на детях препарат испытывать уже на своих пациентах? Мы должны вколоть ребёнку новый препарат и отправить в школу, отправить на тренировку и при этом наблюдать: а будут у него побочные действия или не будут. Либо принудительно оставить дома ребёнка и проводить всю диагностику, наблюдать, всё ли в порядке.
Родители просят отложить введение новых медикаментов в оборот, пока производитель не проведёт комплексные исследования. В краевом Минздраве говорят, что это невозможно. Препараты прошли минимальные испытания, которые требует закон. К тому же они оказались дешевле импортных и были закуплены для всей страны на конкурсных торгах, опять же в соответствии с законом.
Как отмечают специалисты, отечественные инсулины появились на рынке давно и неплохо себя зарекомендовали. По данным Роспотребнадзора, за последний год в крае зарегистрировано 8 случаев непереносимости российских препаратов и 22 случая – зарубежных медикаментов. Дело в том, что каждый инсулин имеет индивидуальную структуру, и при переходе с одного на другой возможны осложнения.
Оксана Заплавнова, главный эндокринолог Алтайского края:
– Позиция эндокринологического научного центра: инсулин – это не дженерик, это биосимуляр, сложная структура. Они не одинаковые. Все инсулины, которые выходят на рынок, не будут идентичными. У них сходный может быть профиль, но полностью биоэквивалентности может не быть, могут подойти не каждому пациенту. У пациента может быть индивидуальная чувствительность к конкретному инсулину, может быть гипогликемия, может быть декомпенсация. Если человека переводят с одного инсулина на другой, то требуется настройка под контролем врача.
По итогам круглого стола решено, что дети, у которых сахарный диабет выявлен впервые, будут с самого сначала принимать отечественные инсулины. Для пациентов, которые получают препарат в малых дозах, продолжат закупать импортные медикаменты. Все остальные начнут переход на российский инсулин. Но если будет выявлена индивидуальная непереносимость, то они также смогут получать необходимый препарат.
Елена Ершова, начальник отдела организации медицинской помощи детям Министерства здравоохранения Алтайского края:
– Инсулинами длинного действия импортными мы готовы на сегодняшний день детей обеспечить. Что касается инсулинов короткого действия, есть пациенты, которые получают в совсем маленькой дозировке, и у нас есть законные основания обеспечить их препаратом, который расфасован в этих маленьких дозировках. А вот детей уже более старшего возраста постепенно переводим на тот препарат, который сейчас закуплен. С родителями оговорены все вопросы на случай проявления побочных действий: куда они могут обратиться, как они будут обеспечены препаратом необходимым.
По словам Елены Ершовой, отечественный инсулин закуплен на полгода. Затем его может заменить другой препарат, и пациентам вновь придётся переживать сложный переход между медикаментами. Медики говорят о необходимости законодательных изменений в этой области.