Главная надежда алтайских шахмат – мастер ФИДЕ Алексей Сорокин променял Барнаул на техасский город Лаббок. Уехал туда жить и учиться.
Максим Герасимюк, председатель попечительского совета Алтайской краевой федерации шахмат:
– Это, конечно, не самая радостная история, надо сказать честно, потому что достаточно много сил и средств было вложено, инвестировано в Алексея.
Артём Поломошнов, председатель Алтайской краевой шахматной федерации:
– Для Алтайского края, для шахмат Алтайского края, я думаю, что и для шахмат России, потому что Алексей был всё-таки и чемпионом России до 21 года, это серьёзная потеря, он был кандидат в сборную. С другой стороны, наверное, сложно обвинить и Федерацию шахмат Алтайского края, и Министерство спорта Алтайского края, управление, что мы чего-то не сделали, потому что Алексея мы старались поддерживать.
Ровно год назад воспитанник Татьяны Цепенниковой Алексей Сорокин стал первым в новейшей истории алтайских шахмат чемпионом Сибири по блицу.
Алексей Сорокин, чемпион России по шахматам среди юниоров:
– В блиц, когда времени мало, многое зависит от настроения, как пойдёт игра, от везения, а не только от шахматных факторов.
Чем техасский городок Лаббок от Барнаула отличается, объяснять не надо. И всё же давайте обратимся к цифрам, которые публикуют на своих сайтах органы государственной статистики России и США. Интересовать нас будет графа под названием «средняя заработная плата». В России она, как весьма оптимистично утверждает Росстат, только в первом полугодии 2018 года составляла 42 тысячи 550 рублей. Правда, не очень понятно, какое отношение к этой цифре имеет Алтайский край. А вот в Штатах, по данным американского Бюро трудовой статистики, средняя зарплата равна 3 тысячам 820 долларам. Как говорится, почувствуйте разницу.
Артём Поломошнов, председатель краевой шахматной федерации:
– В возрасте 18 лет мы считаем, что весь мир для нас открыт, и мы стремимся сделать карьеру. Это уже в зрелом возрасте приходит некое понимание, что существуют в жизни и другие ценности, а в 18 лет… Ну, если открывается перспектива, то надо хвататься. Мы все максималисты. Ну, 90 процентов точно!
Алексей сразу обозначил нам это предложение. То есть здесь не было какой-то недосказанности. И Алексей поступил достаточно корректно, потому что он сказал: «Пока нет смысла тогда подписывать спонсорское соглашение, поскольку будет некрасиво, если я подпишу и потом уеду». То есть он поступил абсолютно корректно, он предупредил.
Я не берусь судить Алексея, каждый делает в жизни свой выбор, я, конечно, с сожалением констатирую, что уехал человек.
Максим Герасимюк, председатель попечительского совета Алтайской краевой федерации шахмат:
– Я ещё раз повторю мысль, которую мы постоянно пытаемся донести, что в данном случае шахматы – это борьба за интеллект. Собственно говоря, то, что произошло, – это фактически борьба за интеллектуальный потенциал.
Вообще надо эту ситуацию рассматривать не как проблему, а именно как ситуацию, которая показывает, над чем надо работать. Первое: необходимо развивать студенческий спорт. Как в целом в России, так и конкретно в Алтайском крае.
Очень важный второй момент – это контрактация спортсменов, в том числе Алтайского края.
Артём Поломошнов, председатель краевой шахматной федерации:
– Не первого шахматиста Техас переманивает из России. Там есть гроссмейстер с Украины, который отслеживает… Сыграло против нас то, что мы дорастили Алексея до чемпиона России. Как только он стал чемпионом России среди юниоров, его сразу заметили и он сразу попал в сферу интересов техасского университета.
Все гроссмейстеры российские, которые переехали учиться в Техас, в итоге завязали с шахматами, по большому счёту, потому что техасский университет говорит: конечно, мы вам оплатим участие в турнирах, мы вам оплатим тренеров, вы будете играть, но сам университет не делает никаких поблажек. Если сессия – то это сессия, никто её сдвигать не будет. И в итоге спортсмен понимает, что если он вылетит из университета, то он просто должен будет вернуться домой. Ему приходится всё больше и больше ограничивать своё участие в турнирах.
Попытки апеллировать к патриотизму в данном случае выглядят смешно. Куда более уместно звучит другой тезис: бытие определяет сознание. Почему подающие надежды техасские шахматисты не едут учиться в алтайский политех? Вот и весь ответ. Sapienti sat – в переводе с латыни «умному достаточно».