Общественники просят включить в список памятников заброшенное здание на улице Цеховой.
По словам историков, это единственная заводская контора начала XX века, которая в Барнауле сохранилась до наших дней. К тому же вековое здание ещё и «труженик тыла» двух мировых войн.
Историк Данил Дегтярёв стал первым, кому удалось заглянуть в прошлое этого здания. Говорит, именно он отыскал на современной карте города контору механического завода Алейникова и Аверина. Одно из немногих напоминаний о нём – объявление о приёме рабочих за 21 октября 1915 года, вместо адреса значится «между кирпичным заводом и заимкой Рона», что для пригорода обычно, там улиц и точных адресов не было.
У нас был огромный пригород в начале XX века, там жило 10 процентов населения Барнаула, там была большая часть нашей промышленности, а в материальном плане от него ничего не осталось. Кожевенный завод в посёлке Ильича – от него одни руины. Плюс здание бывшей городской скотобойни. Это бывшая овчинно-меховая фабрика, она переделана.
Данил Дегтярёв, кандидат исторических наук, краевед
Это единственная заводская контора начала XX века, говорит историк, которая дожила до наших дней. 12 тысяч снарядов и 16 тысяч подков – это вклад предприятия в Первую мировую войну. В Великую Отечественную здесь была сапоговаляльная фабрика, которая обувала солдат. «Труженика тыла» активисты попросили включить в реестр памятников. Написали заявление в Алтайохранкультуру. Но это только небольшой шаг на пути его спасения.
Важно наличие у объекта собственника. Собственника, который может содержать этот объект, может его ремонтировать. Мы находимся у объекта, который находится в аварийном состоянии, и, если оценивать вложение в его восстановление и реставрацию, они будут достаточно ощутимыми.
Елена Кабанова, начальник отдела учёта и популяризации объектов культурного наследия Алтайохранкультуры
А ещё реставрация памятника – это особые условия, которым собственник обрадуется вряд ли. Но, как считают общественники, иначе здание не спасти – ухаживать за ним по своей воле, как видно, хозяин не спешит.
Договариваться просто без выдачи документа, без каких-то обязательств – это бесполезно. Потому что, когда нет юридически закреплённых обязательств, собственник может делать всё что хочет: захотел – снёс, захотел – изуродовал, обшил сайдингом.
Игорь Берг, руководитель регионального отделения общественной организации «Гражданский патруль»
Государственная историко-культурная экспертиза, оценка Общественного совета, решение Министерства культуры – сможет ли 105-летнее здание пройти все этапы до статуса памятника? Первый шаг сделан, а дальше, как говорится, история покажет.