Местные учёные вместе с коллегами из Томска разработали первый в мире анальгетик, не имеющий побочных эффектов.
Уникальность его ещё и в том, что в качестве сырья для лекарства впервые был использован глиоксаль – один из компонентов для производства взрывчатки и ракетного топлива.
Доклинические исследования длились три года, и вот сейчас можно говорить о первых результатах. Почему новое обезболивающее действительно способно «взорвать» фармацевтический рынок, узнавали «Вести Алтай».
У бийского химика Дарьи Кулагиной голова последнее время болит об одном: как заставить молекулу с трудновыговариваемым названием «гексаазаизовюрцитан» работать как обезболивающее. Первоначальная задача соединения вовсе не мирная.
Молекула необычна тем, что она построена на основании вещества, которое используется в производстве взрывчатого вещества.
Нужную молекулу синтезировали из глиоксаля – вещества, из которого делают ракетное топливо, взрывчатку, различное оборудование для военного комплекса. Отправить его, что называется, на гражданку решили учёные Института проблем химико-энергетических технологий в Бийске.
Исследования начали пять лет назад, тогда и выяснилось, что вещество обладает ещё и сильным обезболивающим эффектом.
Новый анальгетик назвали «Тиовюрцин». Его разработку бийские учёные ведут совместно с томскими коллегами.
В лабораториях НИИ фармакологии последние три года проходили доклинические испытания препарата. Тестирование на животных показало: вещество не обладает токсическим воздействием. Помогает при любом виде боли, по эффективности сравнимо с опиоидными лекарствами, но привыкания не вызывает. Подойдёт и онкобольным, и беременным.
Он начинает очень быстро работать. Эффект развивается в первые два часа, уже полностью раскрывается. И может держаться до 17 часов. «Тиовюрцин», наш разрабатываемый анальгетик, не имеет побочных эффектов, которые присущи большинству анальгетических средств.
Светлана Крылова, д. б. н., ведущий научный сотрудник лаборатории онкофармакологии НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга
Вообще, обезболивающие могут повреждать слизистую желудка, затруднять дыхание, вызывать аллергические реакции и даже депрессию. Поэтому учёные многих стран сейчас придумывают таблетку, которая бы только лечила и не калечила. Анальгетики ежедневно в мире принимают 30 миллионов человек.
Это препараты, пожалуй, – самая востребованная группа, наибольшим спросом пользуются. Каждый второй приходящий в аптеку точно покупает обезболивающий препарат. В основном это препараты рецептурного отпуска, но много и безрецептурных.
Ольга Бартошевич, менеджер аптечной сети
Но прежде, чем новое лекарство попадёт в аптеки, учёным нужно провести ещё клинические испытания с экспериментальной группой людей.
Хочется, чтобы препарат получил финансирование для клинических исследований, чтобы он всё-таки получил путёвку в жизнь. Клинические испытания в России занимают 7 лет. После этого препарат может быть рекомендован для широкого потребления.
Дарья Кулагина, к. х. н., научный сотрудник лаборатории медицинской химии Института проблем химико-энергетических технологий сибирского отделения РАН
Сейчас учёные ведут переговоры с крупными фармацевтическими компаниями России. По оценкам экспертов, анальгетик на основе компонентов взрывчатых веществ действительно может «взорвать» фармацевтический рынок.