Алтайохранкультура уже обратилась в суд с иском о приостановке работ. В идеале, старинные здания от подобного осовременивания должны защищать охранные зоны – их схемы сейчас утверждают для всех исторических объектов края. Но почему не везде это работает?
Рядом с бийским домом с более чем столетней историей поселился совсем не «замечательный сосед». Кирпичную двухэтажку заприметил общественник Антон Такеда. Говорит: мало того что она «приросла» к памятнику, так еще и явно выбивается из стиля.
В Алтайохранкультуре говорят: пристрой незаконный, но в возбуждении дела по факту разрушения объекта культурного наследия полиция почему-то отказала. А ведь у здания есть особый режим охраны. Схема охранных зон памятников сейчас активно разрабатывается, в неё уже включено 700 объектов, «правила игры» рядом с которыми касаются не только пристроек, но даже размещения рекламных щитов и автостоянок.
Но, несмотря на ограничения, современность то и дело норовит вытеснить прошлое. К примеру, высотки сейчас активно «наступают» на дом на улице Интернациональной. Но здесь, подчеркивают в Алтайохранкультуре, нарушений нет, ведь стройка началась еще до утверждения охранной зоны. Но если закон в этом случае обратной силы не имеет, то очистить исторический центр хотя бы от мелкого визуального «мусора» заставить собственников можно.Один объект культурного наследия может оказаться в окружении сразу нескольких охранных зон. Как вот, например, Покровский собор в Барнауле. Со стороны улицы Никитина рядом с храмом запрещено возводить здания выше 11 метров – ориентиром служат луковки храма, церковь ни в коем случае нельзя перекрывать никакими другими сооружениями. А, например, на соседней улице Короленко можно возводить объекты и выше 20 метров. Но в любом случае все работы необходимо согласовывать.
Екатерина Гаськова, корреспондент
Работа по «нарезке» охранных зон рассчитана до 2025 года. Бийский пристрой в Алтайохранкультуре называют пока единственным грубейшим нарушением правил схемы. И поскольку дело не заведено, ведомство пошло добиваться сноса напрямую в суд. Хочется верить, что пока длится эта история, домик 1901 года в историю не уйдёт окончательно.