С приходом нового хозяина рыбалка стала платной, а купаться запретили даже детям.
Власти Калманского района сдали в аренду предпринимателю государственную собственность - водоём на реке Марушка недалеко от села Алтай.
Водоём был излюбленным местом рыбаков. Жители возмутились: с приходом нового «хозяина» рыбалка стала платной, купаться запретили даже детям. Да и в целом посторонних к водоёму стараются не допускать.
Вот только распоряжаться федеральным имуществом местные чиновники права не имели. О том, что арендатор занялся рыбоводством, не знали даже надзорные органы. Теперь знают.
Сторожа посетителей встречают недружелюбно.
Виктор Функ:
- Приехал – они тут на меня вдвоём как напали! А мы с бабушкой были. Я говорю: вы знаете, что есть постановление, что на каждом озере человек может садиться и рыбачить с удочкой. А у вас, говорю, постановление другое, что ли? Тысячу, говорит, давай. И садись, рыбачь. Вот я должен заплатить тысячу, и бабушка должна заплатить тысячу.
Местным обидно: говорят, плотины на реке Марушка строил ещё совхоз, в результате получился каскад прудов. В 90-е годы участок достался предпринимателю Фандину, ныне покойному. Тот, говорят, с сельскими не ругался, с городских отдыхающих брал умеренную плату. В начале этого года новым арендатором территории стал Олег Глотов. Он починил плотины, запустил рыбу: карпа, белого амура, толстолобика. И установил свои правила.
Геннадий Петраков:
- Приехал, говорю, давайте дам вам 400 рублей, два часа посижу. А они: плати тысячу рублей и сиди. Пацанов купаться не пускают ни туда, ни туда.
Во время общения корреспондента с местными, подошёл сторож водоёма. Объясняет: купаться нельзя, потому что дно плохое. А за «порыбачить» – 1 тысяча рублей со взрослого, 500 рублей – с ребятишек.
- А вы деньги наличными собираете? Чек вы мне какой дадите?
- Да, талончик.
- Талончик вы мне дадите?
Вместо талончика сторож выносит документы, из которых следует, что Олег Глотов действительно арендатор земельного участка.
Дмитрий Зайков:
- У нас в законе всё прописано, что река не может передаваться ни в аренду, ни в частную собственность. Да, я начал обращаться в органы, которые могут за этим следить, контролировать это всё.
В конце июля Дмитрию Зайкову пришёл ответ из Верхнеобского территориального управления Росрыболовства: выявлен факт незаконного использования гражданином Глотовым водного объекта вблизи села Алтай.
И подробно: водные объекты в Российской Федерации находятся в государственной собственности. Частная или муниципальная допускается лишь на те, которые обособлены или изолированы. А пруд, из-за которого идут споры, является неотъемлемой частью гидрографической сети реки Марушка. Доступ к нему должен быть свободным.
- С учётом изложенного у администрации Калманского района не имелось полномочий по распоряжению земельным участком, на котором расположены объекты федеральной собственности. <…> Вследствие незаконной регистрации права аренды, субаренды на земельный участок… нарушены права неопределенного круга лиц на свободный доступ и пользование водным объектом.
Сергей Бунет, глава Калманского района:
- Мы не отдавали озеро, мы отдавали именно земельный участок.
- Но зная при этом, что на нём водоем?
- Не всегда.
- С тем, что доступ туда всех граждан ограничен, вы согласны?
- Я думаю, что это неправда.
Евгения Швидко, заместитель прокурора Калманского района:
- Согласно водному кодексу РФ, поверхностные водные объекты находятся в федеральной собственности. Поскольку река Марушка и расположенный на ней пруд находятся в федеральной собственности, согласно требованиям земельного законодательства это данные поверхностные водные объекты. На них не может осуществляться образование земельных участков. Прокуратурой внесено представление в адрес главы администрации Калманского района. Оно находится на рассмотрении. Представление внесено как раз в целях недопущения ограничения доступа неопределённого круга лиц к данному водному объекту.
Документ о том, что водоём на Марушке - это государственная собственность и доступ к нему свободный, попытались показать и Сергею, доверенному лицу арендатора Глотова. Сам предприниматель где-то за границей. Письмо от Росрыболовства доверенное лицо, судя по всему, воспринимает как «филькину грамоту»: это не река Марушка, а искусственный пруд! И если арендатор отсюда уйдёт, то плотины быстро разрушатся, а Марушка превратится в ручей, как вблизи самой Калманки.
В администрации района, кстати, говорят, что о платной рыбалке, организованной Глотовым, ничего не знают. Но при этом в августе просили его не препятствовать гражданам пользоваться прудами на Марушке, в том числе для любительского рыболовства.
Сергей Бунет, глава Калманского района:
- Вообще, если человек начал свое дело, вложил деньги, надо рассмотреть это с обеих сторон. И чтобы люди, которые пожаловались, были удовлетворены решением суда, и тот человек, который хозяйствовал на этом земельном участке.
По словам главы администрации района, о платной рыбалке, организованной Глотовым, они не знали. В Алтайском отделе охраны водных биоресурсов поясняют: предприниматель, который хочет заниматься рыбоводством, должен пройти кучу согласований, чтобы получить в аренду объект федеральной собственности, в данном случае, водоём. Таких участков уже 12 в Алтайском крае. О том, что гражданин Глотов, оказывается, рыбовод, в Алтайском отделе узнали недавно. Резюмируют: если тот хочет заниматься рыбой легально, придется пройти по инстанциям.
Демьян Гаер, заместитель начальника Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов:
- Если рыбовод заинтересован в этом водном объекте, он обращается в Минприроды, там устанавливают границы рыбоводного участка, заключают с ним договор долгосрочной аренды, и он также занимается рыбоводством. Но только уже на законных основаниях. Про Глотова я вообще не знал. Мы не знали, что у нас существует такой хозяйственник на реке Марушка. Узнали только после жалобы гражданина.
Администрация Калманского района сегодня отдала гражданину Глотову 44 гектара земли с арендной платой 400 рублей за гектар. Итого почти 17,5 тысяч в год. Срок аренды должен закончиться в 2055 году. Но всё это было прописано до того, как о платной рыбалке на Марушке узнали надзорные органы.