С марта в крае вступили в силу новые правила работы для заведений общепита, торгующих алкоголем. Они теперь должны иметь площадь зала обслуживания не менее 30 «квадратов». Этой мерой законодатели снова пытаются провести чёткий раздел розничных магазинов и полноценных баров и выдавить с рынка так называемые «наливайки» – питейные точки, которые лишь маскируются под общепит, а по факту продают хмельные напитки навынос в ночное время. Такие заведения – давняя головная боль жителей многоквартирных домов. Но сработала ли мера? Красноречивый ответ дала наша собственная контрольная закупка.
«Перебрал с алкоголем» – так можно сказать не только о человеке, но и об отдельно взятом квартале: жители Ленинского района сетуют на засилье питейных точек. Пивнушки расположены даже во дворах – шум, потасовки, превращение улиц в туалеты, что называется, «на закуску».
Подобные проблемы создают, как правило, не порядочные заведения, а небольшие бары-магазины. Головной болью они становятся особенно в вечерние и ночные часы. Здесь нужно внести ясность: бары как предприятия общепита торговать спиртным ночью право имеют, но при условии, что оно будет распито там же. Этой лазейкой как раз и пользуются некоторые владельцы пивнушек, ставя для «отвода глаз» один-два столика, а по факту продавая напитки в запрещённое время навынос.
Изжить такие «псевдобары» безуспешно пытаются краевые депутаты уже нескольких созывов. И вот очередная мера: в конце прошлого года АКЗС одобрило закон, по которому зал обслуживания в барах должен быть не менее 30 квадратных метров. Всего в крае насчитали более 180 объектов, не проходящих по метражу. Предпринимателям дали время подготовиться до 1 марта.
Накануне вступления закона в силу депутаты и общественники провели небольшой рейд по хмельным заведениям. Комментируя новшества, отметили, что они должны стать компромиссным вариантом.
Регионам вообще предложили: вы можете вообще закрыть в многоквартирных домах такие заведения либо ограничить квадратные метры. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Были же предложения ограничить до 50 квадратных метров, до 40 квадратных метров. Мы ходили вместе с членами Общественной палаты, мерили, смотрели. Мы считали, что если качество есть, нельзя просто так взять и закрыть. Тут же вся проблема там, на улице.
Отдельные коллеги высказывали мнение, что дополнительные ограничения приведут к закрытию таких объектов и высвобождению рабочих мест. Но напомню, что никто не запрещает этим объектам продолжить свою деятельность в формате розничных магазинов и продавать алкоголь с 9 утра до 21 часа. И абсолютно спокойно сохранять рабочие места и определённую доходность.
На такой шаг, к примеру, пошла томская сеть: одну из четырёх своих точек, которая не вписалась в критерии полноценного бара, хозяева переформатировали в пивмаг. Нововведения здесь встретили в целом положительно. Уверяют, что и без нормативных документов всегда старались не портить отношения с соседями и законом.
Жителям домов, естественно, это приносит неудобства. Опять же, если взять нас, то мы для новых объектов уже смотрим изначально отдельно стоящие здания, чтобы не мешать жителям домов. У нас объявления на стойках, что мы рекомендуем употребить напитки здесь. Также указывается это в чеке.
На улице Лазурной бары-магазины расположены буквально через крыльцо, в трёх из них нам продали пиво безо всяких препятствий после 21.00.
Но парламентарии «припасли в рукаве» ещё несколько предложений.
Субъекты Федерации можно наделить правом ограничения времени продажи в кафе и барах, которые находятся в многоквартирных домах. Надеемся, что это решение будет принято.
Одним из решений этих вопросов является то, что нужно согласовывать с жителями непосредственно открытие такого рода питейного заведения.
Если вы помните, у нас действовал региональный закон, который с учётом действующих ГОСТов, с учётом правил, которые есть у Роспотребнадзора, вводил ограничения по количеству столов, посадочных мест в этих ресторанах. Это было бы неплохим решением для того, чтобы вообще забыть такой термин, как «псевдобар», и просто создавать условия для развития очень устойчивой сферы общественного питания.